5,4K подписчиков

Немецкий музей морской авиации

12K прочитали

Официальное название этого небольшого, но весьма качественного военного музея - Немецкий музей дирижаблей и морской авиации. Расположен он на самом северо-западе Германии, между портовыми городами Бремерхафен и Куксхафен. Этот музей был тщательно изучен нашей командой после того, как был завершён осмотр военно-морских достопримечательностей в Гамбурге - об этом я уже докладывал в своих предыдущих записях. Теперь предлагаю уважаемой публике ознакомиться и с этим музеем.

1. Напротив музея припаркован один из двух Breguet BR 1150 Atlantic (патрульный и противолодочный самолёт)
1. Напротив музея припаркован один из двух Breguet BR 1150 Atlantic (патрульный и противолодочный самолёт)
2. Вот так, примерно, выглядит этот музей с высоты. Источник фото: Wikimedia Commons / Ralf Roletschek
2. Вот так, примерно, выглядит этот музей с высоты. Источник фото: Wikimedia Commons / Ralf Roletschek

Справа на фото различим действующий КПП 3-го авиаполка морской авиации, а также и штаба всей морской авиации ВМС ФРГ. По сути, музей расположен при воинской части, и некоторые его экспонаты (например, противолодочные самолёты Breguet BR 1150 Atlantic) использовались какое-то время назад в этом авиаполку.

3. Один из корпусов музея со своим названием на стене
3. Один из корпусов музея со своим названием на стене
4. Вид на главный вход, ангар (слева) и основную пристройку (справа)
4. Вид на главный вход, ангар (слева) и основную пристройку (справа)

Общая площадь музея примерно 36.000 м². Под открытым небом выставлено около 20 самолётов и вертолётов, состоявших в разное время на службе в рядах бундесвера (ФРГ) или национальной народной армии (ГДР). Интереснейшие экспонаты - патрульный и противолодочный самолёт Breguet BR 1150 Atlantic, до 2005 г. служивший в части за забором и  Panavia MRCA Tornado из другого, 2-го авиаполка морской авиации (их база располагалась на самом крайнем севере Германии в местечке Eggebeck).

5. Справа от входа взлетает старенький Hawker Sea  Hawk, один из первых самолётов немецкой послевоенной морской авиации.  Разработан он был ещё в далёком 1944 г., но в серию пошёл только в 1950  г., после ряда доработок
5. Справа от входа взлетает старенький Hawker Sea Hawk, один из первых самолётов немецкой послевоенной морской авиации. Разработан он был ещё в далёком 1944 г., но в серию пошёл только в 1950 г., после ряда доработок

Кроме экспозиции под открытым небом, существует так же ангар площадью примерно 2.000 м², в котором представлено развитие морской авиации (в том числе - цеппелинов). С него я и начну свой обзор.

6. Большой ангар (или корпус) музея прямо-таки набит муляжами и моделями самых разных цеппелинов
6. Большой ангар (или корпус) музея прямо-таки набит муляжами и моделями самых разных цеппелинов
7. Вот один из них
7. Вот один из них
8. И ещё один Цеппелин. На этот раз это макет недостроенного в своё время нацистского авианосца
8. И ещё один Цеппелин. На этот раз это макет недостроенного в своё время нацистского авианосца
9.  Такие дизели устанавливали на наиболее крупные дирижабли (хотя конкретно эта  версия - двигатель MB 511 - устанавливался на торпедные катера)
9. Такие дизели устанавливали на наиболее крупные дирижабли (хотя конкретно эта версия - двигатель MB 511 - устанавливался на торпедные катера)
10.
10.

Тема цеппелинов играет в этом музее совсем не случайно такую важную роль. Дело в том, что на месте нынешнего 3-го авиаполка морской авиации 100 лет назад находилась крупнейшая база германских цеппелинов, прослужившая всю первую мировую войну. Эта база состояла из гигантских ангаров, куда цеппелины можно было загонять для необходимого "техобслуживания". Самый большой ангар (200 м длиной, 70 м шириной и 30 м в высоту) стоял на рельсах и мог разворачиваться "по ветру" на все 360° для обеспечения взлёта и посадки дирижаблей при любом направлении ветра.

После ПМВ ангары снесли, а аэродром засеяли картошкой. Во время Второй мировой войны это уже был обычный аэродром Люфтваффе. После ВМВ тут были сначала расквартированы британские, а затем сменившие их американские лётчики. После основания бундесвера аэродром был передан властям ФРГ и стал тем, чем он и является на данный момент - аэродромом морской авиации.

11. Цеппелин и распропагандированный революционный матрос
11. Цеппелин и распропагандированный революционный матрос

Кстати, с примерно таких же цеппелинов в первые дни операции "Альбион", в начале октября 1917, были сброшены бомбы на русскую батарею на мысе Церель (крупнокалиберная береговая батарея №43 в составе Моонзундской позиции Морской крепости Императора Петра Великого). В результате этой операции многим русским революционным матросам сильно не поздоровилось - но немецкий рабочий класс тогда ещё надеялся на удачный исход Великой войны, и не спешил отказываться "от аннексий и контрибуций" в пользу непонятного мира. Так же, как потом и в 1939-1945 годах.

12. Модель вертолёта Flettner Fl 282 "Kolibri",  первого серийного вертолёта в мире. Всего с 1941 г. по 1945 г. было  выпущено 24 шт.
12. Модель вертолёта Flettner Fl 282 "Kolibri", первого серийного вертолёта в мире. Всего с 1941 г. по 1945 г. было выпущено 24 шт.

Вот сохранившиеся кадры их испытаний:

Идём дальше...

13. Смешной аквариум с дирижаблем
13. Смешной аквариум с дирижаблем
14. Полноразмерный макет кабины дирижабля
14. Полноразмерный макет кабины дирижабля
15.  А вот и экспонаты посовременнее. Турбовинтовой двигатель Rolls-Royce  Tyne был долгое время мощнейшим (около 6.000 л.с.) конкурентом  советского НК-12 (около 15.000 л.с.). Теперь мощнейший конкурент  советского "старичка" - EPI TP400 для нового европейского транспортника  Airbus A400M с его 11.000 л.с. Итак, Rolls-Royce Tyne Mk 21
15. А вот и экспонаты посовременнее. Турбовинтовой двигатель Rolls-Royce Tyne был долгое время мощнейшим (около 6.000 л.с.) конкурентом советского НК-12 (около 15.000 л.с.). Теперь мощнейший конкурент советского "старичка" - EPI TP400 для нового европейского транспортника Airbus A400M с его 11.000 л.с. Итак, Rolls-Royce Tyne Mk 21
16. Тренажёр для "Старфайтера"
16. Тренажёр для "Старфайтера"
17. Рабочее место (если не ошибаюсь) бортинженера Breguet BR 1150 Atlantic
17. Рабочее место (если не ошибаюсь) бортинженера Breguet BR 1150 Atlantic
18. Плакаты, объясняющие расположение органов управления (слева) и вооружения (справа) Breguet BR 1150 Atlantic
18. Плакаты, объясняющие расположение органов управления (слева) и вооружения (справа) Breguet BR 1150 Atlantic
19. Модель немецкого тяжёлого крейсера "Prinz Eugen"
19. Модель немецкого тяжёлого крейсера "Prinz Eugen"
20.  Красивая модель немецкой ПЛ, буксирующей летательный аппарат без мотора  (что-то вроде воздушного змея, но с вертолётным винтом). При удачном  ветре эта штука запускалась, и сидящий там наблюдатель увеличивал  дальность визуального обзора ПЛ, позволяя ей раньше обнаруживать цели и  оперативно реагировать. Что происходило с наблюдателем, если на  горизонте внезапно появлялся противолодочный самолёт, история  умалчивает
20. Красивая модель немецкой ПЛ, буксирующей летательный аппарат без мотора (что-то вроде воздушного змея, но с вертолётным винтом). При удачном ветре эта штука запускалась, и сидящий там наблюдатель увеличивал дальность визуального обзора ПЛ, позволяя ей раньше обнаруживать цели и оперативно реагировать. Что происходило с наблюдателем, если на горизонте внезапно появлялся противолодочный самолёт, история умалчивает
21. Предназначенные для утилизации по условиям капитуляции немецкие самолёты
21. Предназначенные для утилизации по условиям капитуляции немецкие самолёты
22. В этом зале молодёжь развлекалась запуском бумажной авиации
22. В этом зале молодёжь развлекалась запуском бумажной авиации
23. Переходим к наружней экспозиции. Самолёт, который может расчитывать на успех в конкурсе уродцев - Fairey Gannet A.S.4
23. Переходим к наружней экспозиции. Самолёт, который может расчитывать на успех в конкурсе уродцев - Fairey Gannet A.S.4

Этот противолодочный монстр мог нести 2 торпеды, несколько глубинных бомб и 16 ракет!

24.
24.
25. А это остатки от сбитого неподалёку Бристоль-Бленхейма (Bristol Blenheim), лет так 75 назад
25. А это остатки от сбитого неподалёку Бристоль-Бленхейма (Bristol Blenheim), лет так 75 назад
26.  Dornier Do 28 D Skyservant. Транспортный и посыльный самолёт, в  последние годы службы использовался как наблюдатель за чистотой моря -  искал масляные и нефтяные пятна и, соответственно, тех, кем они были  сделаны. Затем документировал это дело и, через некоторое время,  владельцев судов-загрязнителей ждал счёт на оплату и/или суд
26. Dornier Do 28 D Skyservant. Транспортный и посыльный самолёт, в последние годы службы использовался как наблюдатель за чистотой моря - искал масляные и нефтяные пятна и, соответственно, тех, кем они были сделаны. Затем документировал это дело и, через некоторое время, владельцев судов-загрязнителей ждал счёт на оплату и/или суд
27. Отсек для тренировки покидания тонущего самолёта ("сбрасывался" вместе с экипажем в бассейн)
27. Отсек для тренировки покидания тонущего самолёта ("сбрасывался" вместе с экипажем в бассейн)
28. И ещё один Dornier Do 28
28. И ещё один Dornier Do 28
29. Hunting Percival P-66 „Pembroke“ C.Mk.54
29. Hunting Percival P-66 „Pembroke“ C.Mk.54
30. Эти машины использовались как транспортные, посыльные, а затем и просто учебные
30. Эти машины использовались как транспортные, посыльные, а затем и просто учебные
31. Piaggio P.149 (не путать с мотороллером!)
31. Piaggio P.149 (не путать с мотороллером!)
32. Люфтваффе использовали аж 266 машин этого типа, с 1957 г. до 1990 г. Основное назначение - учебный или посыльный самолёт
32. Люфтваффе использовали аж 266 машин этого типа, с 1957 г. до 1990 г. Основное назначение - учебный или посыльный самолёт

Продолжене расказа про Немецкий музей морской авиации "AERONAUTICUM" можно посмотреть здесь.

Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.

Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен

Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в [LiveJournal] - [Instagram] - [Facebook] - [ВК] - [twitter]