Как связаны понятие, смысл и слово? Треугольник Фреге на примере «утренней звезды»

12 April 2019
Фридрих Людвиг Готлоб Фреге
Фридрих Людвиг Готлоб Фреге

Мы часто называем одни и те же вещи по-разному. Один из любимых примеров преподавателей философии — прекрасная Венера, видная на звёздном небе. Её нередко называют «утренняя звезда», вспоминая про то, что утром она видна во время восхода солнца или «вечерняя звезда», потому что вечером, во время захода солнца, её тоже можно наблюдать.

Но кто-то может этого не знать. Для него «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» могут представляться разными небесными объектами. И, конечно, он может не знать, что всё это — Венера.

А может, он и не знает, что имеет в виду человек, говоря «утренняя звезда». То, что она видна утром? Или то, что она прекрасна, как лучи восходящего солнца?

Такие рассуждения привели к тому, что философы и лингвисты стали различать то, что человек говорит (слово или знак), то, какой смысл человек в это вкладывает (концепт) и то, что человек имеет в виду (понятие, обозначаемый предмет или денотат)

Фреге предложил представить связь денотата (обозначаемого предмета) с концептом (вкладываемым смыслом) и знаком в виде треугольника.

Семантический треугольник. С просторов интернета
Семантический треугольник. С просторов интернета

Теперь вернёмся к нашей «утренней звезде».

Само название «утренняя звезда» — это знак. Фонетическое выражение, которые мы используем в языке.

«Небесное тело, которое наблюдается утром во время восхода солнца» — это концепт. Смысл, который мы вкладываем в знак «утренняя звезда»

А сама Венера — это денотат. Понятие, которое мы имеем в виду, обозначаемый предмет.

Увы, иногда связь между вершинами треугольника теряется, и получается... чепуха на постном масле.

А как вы думаете, в выражении «чепуха на постном масле» что есть знак, предмет и смысл?