Пять способов правильно задавать вопросы для решения задач и продвижения проектов.

Привет!
Это заключительная часть серии статей о том как правильно задавать вопросы для решения задач и продвижения проектов. Ссылки на предыдущие внизу.

Пять способов освобождения от дуализма.

1. «Как нам?..»

В методологии дизайн-мышления вопросы задаются в формате «Как нам?...», чтобы стимулировать активный мозговой штурм.

Перефразируйте свои идеи, добавляя в начало эту структуру, и тогда вы сможете найти баланс между уместными вопросами и теми, на которые требуются ответы «да» или «нет». Проявляйте творческий подход и ставьте непростые задачи, чтобы ваша команда всегда была заинтересована.

«Как нам сделать это приложение более привлекательным?» — это слишком расплывчато и не предполагает решения настоящей проблемы.

«Как нам сделать здоровое питание более доступным?» — вот это уже лучше.

Попробуйте метод карточек, разработанный Стэнфордской школой мышления d.school:

1. Напишите сверху свою идею или точку зрения (например, «Поделиться мороженым — это еще нежнее, чем объятие»).

2. Усильте ее положительный эффект: «Как нам сделать парные стаканчики для мороженого?» или «Как нам сделать палатку с мороженым лучшим местом для первого свидания?».

3. Сконцентрируйтесь на эмоциях: «Как нам помочь выразить с помощью мороженого отцовскую любовь?», «Как нам дать возможность прощаться или извиняться с помощью мороженого?».

4. Дойдите до крайностей: «Как нам сделать траурное мороженое?».

5. Исследуйте обратный случай: «Как нам придумать мороженое для одиночек?».

6. Обдумайте предположение: «Как нам делиться мороженым без стаканчика или рожка?».

7. Придумайте аналогию: «Как нам превратить мороженое в сеанс психотерапии?».

8. Сконцентрируйтесь на составных частях: «Как нам использовать то, что мороженое тает и капает?».

2. Сделайте задачу интересной.

Результат — это не проблема, а итог хорошо решенной задачи.

Компания Audi плохо показывала себя на гонках на выносливость «24 часа Ле-Мана», так как ее автомобили были медленнее, чем другие соперники.

«Как нам выиграть Ле-Ман, если наши машины не смогут стать быстрее остальных?»
— спросил главный инженер Audi.

Решение: экономичный двигатель. Меньше остановок для дозаправки — экономия времени. Благодаря тому, что гонка длится 24 часа, это позволило Audi победить в соревновании.И здесь важнее было сконцентрироваться на том, как выиграть гонку, а не на том, чтобы сделать автомобили быстрее.

3. Рассмотрите проблему с разных сторон.

Чаще всего мы хотим, чтобы решение проблем своей однозначностью напоминало коленный рефлекс: очевидная проблема — очевидный выход.

Этим и плох дуалистический подход к жизни: мы делим реальность на две противоположные категории. Отличный пример — медленный лифт.

Большинство людей начнет решать эту проблему, пытаясь сделать лифт быстрее.Однако если мы посмотрим на проблему по-другому, то получится не «лифт медленный», а «ожидание заставляет скучать».

И тогда можно будет найти решение, которое поможет скрасить ожидание. Здесь снова на помощь приходит «му»: мы отказываемся видеть проблему только в рамках «медленно-быстро».

4. Не принесет ли попытка вреда?

Мышление, ограниченное понятиями «правильно-неправильно», заставляет нас бояться принимать решения.

Когда наш выбор ограничен только двумя вариантами, никто не захочет выбрать неверный. Если потенциальное негативное влияние решения будет маловероятным, ваша команда почувствует себя свободнее.

«Не принесет ли попытка вреда?» — такой вопрос легко освободит вас от дуалистического подхода. Он переводит внимание на реальные риски, приглашает каждого задуматься, какой максимальный вред может принести решение.

5. Направляйте людей с помощью вопросов.

Многих катастроф вроде «Титаника», «Челленджера» или высадки в заливе Кочинос можно было избежать, если бы непосредственные участники задавали вопросы по поводу своих беспокойств и подозрений.

На этой мысли основана книга Марка Маркуардта «Правильные вопросы — эффективный метод управления». Культура задавания вопросов поощряет общую ответственность: каждый участник чувствует себя ответственным за то, чтобы понять проблему, делиться идеями, спрашивать. Она стимулирует любопытство и порождает смирение: незнание становится добродетелью.

Маркуардт предлагает нам использовать открытые вопросы (предполагающие развернутый ответ). Каждый вопрос нужно оспаривать, 5 раз спрашивая: «Почему?».

Автор книги учит, что лучший подход к управлению — это вопросы, а не готовые ответы. И вопросы предполагают любознательность, а не знание верного ответа.

Вопросы открывают перед нами дверь к открытиям и знаниям. Не позволяйте ленивому разуму сбить вас с пути и направить в сторону подхода «верно-неверно».

Вместо того, чтобы доказывать, что знаете верный ответ, бросьте вызов: оспорьте вопрос.

Сила ответа «му» в том, что он поощряет разум быть любопытным и учиться задавать вопросы.

Подписывайтесь на канал и на рассылку по Email.
Ссылка для подписки тут (или "здесь"?): https://jborder.ru/podpiska-razumnoe-myshlenie/

Ссылка на первую часть Почему ваш разум любит задумываться над вопросами «ни о чем»?

Ссылка на вторую часть Как нам вырваться из ловушки дуализма?