Межличностная нейробиология: этика управления в условиях неопреденности

Выступление доктора Дэниела Сигела на онлайн конференции «Mindful Leadership Online Conference», посвященной вопросам развития лидерских компетенций с помощью практик осознанности и сострадания (октябрь 2018 года).

Основная тема выступления — что такое межличностная нейробиология и как понимание ее принципов может помочь лидерам в формировании их способа управления и проявления своих компетенций.

Доктор Даниел Сигел - профессор психологии в медицинской школе в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса; основатель Исследовательского центра разумной осведомленности (MARC) при Калифорнийском университете Лос-Анджелеса; признанный член Американской психиатрической ассоциации и лауреат нескольких почетных стипендий. Он также является исполнительным директором Института «Mindsight» — образовательной организации, которая предлагает онлайн-обучение и индивидуальные семинары, в которых основное внимание уделяется тому, как развитие способа мышления у отдельных людей, семей и сообществ может быть улучшено путем изучения взаимодействия человеческих отношений и основных биологических процессов.

Дениэл Сигал
Дениэл Сигал

Словосочетание «межличностная нейробиология» – это термин, который я создал еще в начале 90-х для описания идеи того, как мы понимаем наше бытие как человека, если мы объединим все сферы науки в одно. Мне нужен был для этого какой-то термин и так появилась «межличностная нейробиология».

Мы использовали примирительный подход — поиск общих точек соприкосновения между независимыми дисциплинами. Сфера науки, имеющая подобный спектр изучения - это социальная нейробиология. Социальная нейробиология - это отрасль нейробиологии, которая в свою очередь является отраслью биологии. Но это не наш случай. Даже несмотря на то, что термин довольно близок по звучанию, однако его значение совершенно иное.

Межличностная нейробиология – это не отрасль нейробиологии, а все науки, объединенные в одно целое. Изучение межличностной нейробиологии и ее принципов помогут сформировать способ вашего лидерства, способ вашего проявления себя как лидера. Я могу выделить для вас эти принципы. Например, интеграция знаний – это основа качественного осознавания, необходимая для изменений. Также, мы более детально рассматриваем природу ума и способы того, как лидер может этим воспользоваться для оптимизации инноваций в организационной среде, повысить уровень чувства безопасности и доверия у людей в организации. Кроме того, мы изучаем, как лидер может учиться на смежных исследованиях о видах лидерства. Основной принцип - углубление процесса осведомленности.

Взращивание лидером собственной осведомленности - это лучшая отправная точка для дальнейшего развития организации.

Наш мир по определению является нестабильным (Volatility), неопределенным (Uncertainty ), сложным (Complexity) и неоднозначным (Ambiguity). Для этого есть обозначение VUCA. И именно это понятие VUCA устанавливает условия, в которых мы сейчас живем. Это, в свою очередь, требует от лидеров развивать свое осознавание этих условий. Как мы можем создать такие условия, которые будут успешно поддерживать внедрение инноваций и поддерживать людей, имеющих мужество идти на риск и думать нестандартно?

Прежнее понимание мира как стабильного и определенного уже неактуально — сейчас мы знаем, что мир совершенно другой.

В условиях неопределенности, сложности, неоднозначности и отсутствия стабильности, будь вы руководителем организации, главой семьи или, например, директором школы, вы должны по-настоящему запастись вашими внутренними силами осознания. Тогда вы как лидер будете готовы создать такую гибкую систему организации, чтобы ваши подчиненные, студенты учебного заведения или члены семьи могли расти и развиться.

Еще я бы хотел поговорить про интеграцию. Важно отметить, что слово «целостность» (integrity) имеет такой же корень, как и слово «интеграция» (integration). А интеграция включает в себя уважение к отличиям и установление связей. И лично для меня довольно интересно, когда люди задают вопросы этического характера в отношении к организациям, тогда я всегда возвращаюсь к понятию интеграции как к фундаментальной основе.

На примере движения #MeToo мы можем рассмотреть вопрос жестокости в ключе понимания фундаментальной природы интеграции. Когда мы отказываемся уважать отличия, не культивируем сострадательные и уважительные связи, происходит такое нарушение целостности, которое является препятствием интеграции. Если кто-то вторгается своей физической оболочкой в зону физической оболочки другого – это неуважение потребностей. В случае с #MeToo, например, это нарушение целостности женского тела в угоду мужскому сексуальному позыву.

Это может быть примером нарушения интеграции, нарушением целостности. Когда вы видите, что целостность порождает интеграцию, это показывает вам как лидеру путь, чтобы по-настоящему ответить на вопросы этики и на вопросы, как же нужно поступать вам самим в управлении организацией. Лично для меня вопросы этики и морали являются ключевыми в вопросе лидерства.

Продолжение следует.

Перевод осуществлен Центром медитации MindUP.

========
Подписывайтесь на наш Дзен-канал

Следите за нашими новостями в социальных сетях:

YouTube

Фейсбук

Инстаграмм

ВКонтакте

Soundcloud