MinecraftMain.Ru
12 166 subscribers

Как был „похищен“ Faithful — самый популярный текстурпак Minecraft

862 full reads

Оригинальный логотип Faithful.
Оригинальный логотип Faithful.

Возможно, вы слышали о скандале вокруг популярного ресурпака Faithful. Я решил разобраться в этой истории и изложить точки зрения всех заинтересованных сторон.

Но, прежде чем продолжать, я должен предупредить о вероятном конфликте интересов — я знаком с одним из героев, и, возможно, мне будет трудно сохранять беспристрастность.

Глава 1. Как был создан ресурспак Faithful, а его автор пропал

Ресурспак или, как тогда правильно было говорить, текстурпак Faithful был создан в 2010 году.

Создал и опубликовал его на MinecraftForum игрок Vattic. Этот форум тогда был главным форумом, посвящённым Minecraft, его читал (и это отмечалось даже на сайте игры) сам Маркус Пёрсон (Нотч), создатель Minecraft.

Скриншот темы Faithful на MinecraftForum. Сейчас она недоступна из-за реорганизации форума.
Скриншот темы Faithful на MinecraftForum. Сейчас она недоступна из-за реорганизации форума.

Vattic вроде бы не придумал ничего принципиального, его идея очень проста — удвоить разрешение текстур, сохранив верность оригинальному стилю игру. Но гениальные идеи часто бывают очень простыми.

Ресурспак получил название Faithful (верный) и быстро стал популярным.

Скриншот, приведённый выше, относится к 2014 г. (это самая ранняя версия страницы в веб-архиве), т.е. за 4 года набралось 542 страницы обсуждений.

Этими текстурами пользовались очень многие игроки, на его основе создавали новые наборы текстур, включая версии в различных разрешениях, их устанавливали на серверах по умолчанию. Vattic разрешал создавать производные текстурпаки, при условии упоминания автора.

Более того, в какой-то момент у Faithful оказалось много соавторов — других участников сообщества, которые предлагали свои варианты текстур для добавления в набор.

Но когда вышел Minecraft 1.9, оказалось, что автор куда-то пропал, а ресурспак остался необновлённым…

Глава 2. Vizzy и другие или вторая жизнь Faithful

Спрос рождает предложение. И сразу много авторов стали продолжать дело Vattic. Появилось множество вариантов ресурспаков, которые можно было найти как на на MinecraftForum, так и набравшем к тому моменту популярность портале Curse.

Curse — это проект, который вырос из сборника для модов онлайн игр, в какой-то момент он начал приобретать различные игровые ресурсы. Форум Bukkit и портал DevBukkit, MinecraftForum, MinecraftWiki в то время были его частью. Здесь же есть отдельный портал, на который можно загружать пользовательские модификации и ресурсы к популярным играм, и, в отличие от других таких проектов, авторам выплачивали вознаграждение за загрузки.

Результат поиска по слову Faithful на CurseForge. Всё на экран не поместилось, но я насчитал 20 проектов.
Результат поиска по слову Faithful на CurseForge. Всё на экран не поместилось, но я насчитал 20 проектов.

Среди первых обновил Faithful до версии Minecraft 1.9 Алексей Крайнев (xMrVizzy или Vizzy).

Он опубликовал текстурпак на Curse и продолжает обновлять его по настоящее время.

Обновлённый Faithful стал популярным. На текущий момент времени его загрузили более 8 млн раз, на его основе создаются модификации. AntVenom — популярный ютубер, о котором пойдёт речь ниже, тоже использовал и распространял собственную версию ресурспака.

Логотип Faithful от Vizzy. Источнк: faithful.team.
Логотип Faithful от Vizzy. Источнк: faithful.team.

Когда Minecraft Pocket Edition — версия игры для мобильных устройств, получила поддержку наборов текстур, Алексей выпустил версию Faithful и для этого семейства Minecraft.

О том, что Faithful был когда-то создан совсем другим человеком, все просто забыли.

Глава 3. Как бесплатный ресурпак стал источником дохода.

Как я уже упоминал выше, Curse платит авторам модов и ресурспаков вознаграждение. Принцип простой: чем больше скачиваются ресурсы, загруженные автором, тем большее вознаграждение он получает.

Средний автор получает очень мало, и если выводит в месяц долларов 5, то это уже можно считать успехом. Но авторы популярных разработок могут рассчитывать на сотни долларов в месяц.

Кроме этого, Алексей завёл себе ещё и аккаунт на Patreon, где его поддерживали благодарные пользователи.

Однако верхом успеха стало то, что он смог попасть в партнёрскую программу Microsoft.

Работы участников программы размещаются в Minecraft Marketplace, а часть продаж является их непосредственным вознаграждением.

Я не берусь оценивать суммы, которые зарабатывает Алексей, но это явно полноценный бизнес.

Единственный раз, когда информация о доходах озвучивалась — это было через несколько месяцев после запуска партнёрской программы, когда Microsoft порадовался, что 9 студий-разработчиков заработали вместе 1 миллион долларов США.

Алексей стал первым (возможно и единственным) русскоязычным автором, которого приняли в эту программу. Я радовался вместе с ним, и мне было особенно приятно, что я давал ему какие-то советы (скорее всего, бесполезные) о вступлении в программу.

Ресурспак Faithful в Marketplace Minecraft.
Ресурспак Faithful в Marketplace Minecraft.

Faithful стал продаваться в Marketplace Minecraft, а Алексей стал запрещать другим разработчикам текстурпаков распространять производные версии Faithful для Minecraft Bedrock.

Теперь всем желающим, которые хотели это сделать, нужно было брать за основу ресурспак, который был когда-то заброшен Vattic, т.е. проходить путь, который был уже пройден командой Алексея, воссоздавая текстуры из новых версий игры.

Здесь, пожалуй, можно упомянуть ещё историю о том, что первоначально стоимость Faithful в Marketplace была очень высока, и многих игроков это возмутило. Но, честно говоря, я не вижу тут проблемы. Ценообразование — это гибкий процесс, каждый разработчик вправе оценивать свой труд по-разному и устанавливать разные цены. Возможно, Алексей и ошибся с начальной ценой, но он отреагировал на критику.

Кроме этого, у Алексея есть ещё и набор скинов в Marketplace, но понятно, что основным продуктом остаётся ресурспак.

Так Faithful из открытого проекта, в который вложен труд разных авторов, стал бизнесом одного человека.

Глава 4. Vattic найден, а Vizzy „выведен на чистую воду“

Громче всех о том, что Faithful не принадлежит Алексею, заявил AntVenom, выпустивший видео об этой истории.

Но, как мне кажется, он выступил в качестве информационного спонсора события, в ходе которого миру был предъявлен найденный Vattic, провозгласивший, что Faithful был украден.

А вот само расследование и поиски Vattic начались из-за ошибки в управлении сообществом Faithful, которое сформировалось в дискорд-канале Алексея.

Как рассказал AntVenom, ссылаясь на двух модераторов Discord-канала Faithful, имевших также доступ к GitHub проекта (т.е. фактически могли обновлять ресурспак самостоятельно) — Ninventoo и Sei, в какой-то момент Алексей пропал из Discord , а участники сообщества продолжили обновлять текстурпак.

«Развели тут демократию» — так можно передать дух процитированных AntVenom сообщений, в которых Алексей одёргивает участников сообщества. Ему не понравилось, что выбор текстур для добавления в ресурспак происходил путём голосования.

«Я не хочу здесь демократию. Надо просто делать текстуры. Вот моя позиция. Я могу банить, кого захочу, если этот участник „плохой“». Скриншот переписки, приведённый в видео AntVenom.
«Я не хочу здесь демократию. Надо просто делать текстуры. Вот моя позиция. Я могу банить, кого захочу, если этот участник „плохой“». Скриншот переписки, приведённый в видео AntVenom.

Несогласные были забанены, а модераторы разжалованы.

Как я понимаю, в процессе появился вопрос «какое право он имеет так делать», и этот вопрос был задан Алексею.

На свет появился скриншот переписки, из которого следовало, что Vattic согласился передать все права на Faithful.

Скриншот переписки Vattic с Алексеем. Из него следует, что Vattic согласился передать все права на текстурпак. Источник — пост Vattic на Reddit.
Скриншот переписки Vattic с Алексеем. Из него следует, что Vattic согласился передать все права на текстурпак. Источник — пост Vattic на Reddit.

Как выяснилось позднее, скриншот ненастоящий. И к этому мы ещё вернёмся.

В итоге отколовшиеся участники сообщества создали свой ресурспак — Compliance.

Новая команда продолжила работать над исходным Faithful (насколько я понимаю, не используя ресурпак Алексея), а заодно, обнаружив, что Vattic проявил активность (он сменил скин у своего персонажа Minecraft), начали его разыскивать.

И они нашли его!

Оказалось, что у него действительно были какие-то проблемы, и Vattic выпал из мира Minecraft на несколько лет.

Глава 5. Три правды

Как обычно бывает во всех таких историях, у каждой стороны своя собственная правда. Я попробую передать претензии каждого, но постараюсь не делать оценок. Думаю, вы справитесь и без меня.

Правда Vattic. Он возвращается и удивлённо обнаруживает, что Faithful попал в чужие руки

Лучше всего своё мнение может изложить сам Vattic. И он сделал это, опубликовав пост, который можно прочитать на Reddit или на MinecraftForum. Я также попросил его ответить на несколько вопросов, но он не смог сделать этого к моменту публикации статьи, поэтому я ограничусь исключительно переводом его поста:

«Похищение Faithfull 32×32

В 2010 году я начал работать над текстурпаком Faithful, и это стало моим любимым делом. С помощью сообщества я работал над ним долгие годы. В 2016 году, по личным причинам, я прекратил работу и покинул сообщество. Чем больше меня не было, тем сложнее было вернуться. Но недавно участники сообщества нашли меня, и я узнал, что произошло во время моего отсутствия. Текстурпак был украден и теперь продаётся без моего разрешения кем-то, кто зовётся xMrVizzy/kraineff.

Этот kraineff ложно утверждал, что я передал ему единоличное право на текстурпак. В качестве доказательства он предлагал скриншот фальшивой беседы. Высказывание, которые он вложил в мои уста, не являются словами носителя языка. Я никогда не разговаривал с ним, не слышал его имя до этого последнего года.

К счастью, не только это произошло за то время, что меня не было. Появился ряд качественных проектов, подхвативших знамя Faithful. Я хочу упомянуть их и явно дать разрешение там, где это потребуется.

  • Compliance — это наиболее духовно-близкий продолжатель Faithful. У этого проекта собственный стиль и все оригинальные текстуры.
  • Emulated Vattic Textures — как следует из названия, проект сфокусирован на сохранении оригинального стиля Faithful и содержит много оригинальных текстур.
  • FaithfulVenom — одна из старейших, всё ещё обновляемых версий текстурпака, на которую всё ещё распространяется моё давнее разрешение.

Кроме FaithfulVenom есть ещё текстурпаки, которые получили моё разрешение в прошлом. Разные создатели приключенческих карт и т.п. Эти разрешения всё ещё действуют. Приношу свои извинения, если я вас пропустил.

Спасибо всем <3».

Правда Vizzy

Я смог поговорить с Алексеем, и он ответил на ряд моих вопросов (его слова выделены курсивом).

Что можешь прокомментировать относительно видео AntVenom?

Большинство пустых обвинений основаны на скриншоте, который был сделан, лишь для некоторых людей, которые не могли понять, что это текстурпак и нужно развивать его, а не демократию на сервере. Так же некоторые высказывания вырваны из контекста, например, есть момент, когда я якобы говорю «JUST DO TEXTURES», это было так же обращено лишь к четверым участникам спора.

Есть ли реакция со стороны менеджеров партнёрской программы?

Реакции нет, и даже если предвидится, мы пошли по совершенно другому пути дизайна нового Faithful еще с версии 1.9, текстуры стали более детальными и уникальными.

AntVenom утверждает, что разговора с разработчиком оригинального ресурспака не было, и тебе права на него не передавались.

Я был и являюсь фанатом Faithful и с версии 1.9 начал делать текстуры для Faithful, чтобы продолжать развивать текстурпак. Про скриншот я уже сказал выше.

Название Faithful никем не зарегистрировано и является публичным, а все новые текстуры были сделаны мной и командой Faithful Team!

Ещё до выпуска Faithful в Marketplace, ты упоминал, что, возможно, изменится название — это из-за возможных проблем с авторскими правами?

Название никем не зарегистрировано, и я думаю проблем с этим не может быть, в любом случае я всегда открыт к изменению названия. Это не меняет сути и концепции текстурпака.

Понимали ли в Microsoft, что могут быть такие проблемы?

Спустя все эти годы Minecraft получил много новых крутых обновлений, а также редизайн ванильных текстур, следовательно все текстуры оригинального автора были заменены, возможно некоторые остались, и они будут заменены в ближайшее время. Поэтому текстуры являются уникальными и никак не относятся к Vattic’s Faithful.

Связывался ли с тобой разработчик ресурспака сейчас — уже после того, как он был найден?

Он со мной не связывался и не предъявлял претензий, все «дело» было основано людьми, которые из-за споров и разногласий ушли из нашей команды и создали свои текстурпаки.

Позднее в ходе беседы Алексей рассказал, что сам попытался связаться с Vattic по разным каналам, в точности через других участников сообщества Faithful, но не получил ответа.

Есть ли возможность урегулировать спор?

Как я описал выше, моя версия Faithful на текущий момент является полностью отличной от оригинального Faithful и не содержит его текстур. Поэтому я не вижу никаких проблем.

Сейчас в Marketplace загружена версия полностью «чистая» от текстур Vattic. Но в действительности она будет доступна только с 24 декабря. Версия для Java Edition на момент написания статьи ещё не была обновлена и содержала в себе старые текстуры. Но Алексей сказал, что обновление будет произведено в ближайшее время.

Какую судьбу Faithful ты видишь?

Faithful всегда был и будет. Просто наши пути с Vattic разошлись с версии 1.9, он стремится к простому стилю, я чуть к более детальному. Моя версия будет жить и развиваться с каждым новым обновлением Minecraft.

Алексей также рассказал о том, что бывшие участники сообщества предъявили к нему собственные требования: удалить из текстурпака все текстуры, созданные участниками сообщества, передать им канал в Discord, передать сайт (домен и контент) faithful.team, передать проект в CursfeForge, удалить все опубликованные копии ресурспака.

Правда Compliance-Faithful

Участники проекта Compliance, как уже было сказано выше, действительно приняли активное участие во всей этой истории. Они вместе с Алексеем работали над Faithful (причём безвозмездно), а после конфликта отделились.

Сейчас они претендуют, насколько я понимаю, при поддержке Vattic на наследие Faithful.


Фактически речь идёт об объединении нескольких команд — Compliance, Faithful и EM, которые ранее работали над разными ресурспаками — идеологическими наследниками Faithful.
Фактически речь идёт об объединении нескольких команд — Compliance, Faithful и EM, которые ранее работали над разными ресурспаками — идеологическими наследниками Faithful.

Они даже опубликовали документ (который, возможно, скоро будет удалён), в котором изложили своё виденье ситуации.

Вот основные моменты, на которых стоит остановиться:

  • Подтверждено, что Алексей присвоил интеллектуальную собственность Vattic. Скоро он будет принуждён сдать своё «обладание» ресурпаком и всеми связанными медиа-ресурсами.
  • Алексей отказался взаимодействовать с администрацией команд и не стал добровольно отдавать Faithful.
  • В результате в Microsoft было направлено несколько DMCA-жалоб. Эти жалобы не были ещё исполнены в связи с рождественскими каникулами и, вероятно, не будут исполнены до января.
Справка. DMCA — это аббревиатура названия закона, дополняющий законодательство США в области авторского права. Аналогичный закон действует и в Европе.
Благодаря этому закону правообладатель может напрямую подать жалобу к хостинг-провайдеру или компании, которая так или иначе предоставляет доступ к контенту. После получения жалобы медиа-провайдер должен заблокировать доступ к спорному контенту, уведомив при этом пользователя, разместившего контент.
Если пользователь не согласен и отправляет встречное требование, то контент восстанавливается, а пользователей обменивают информацией друг о друге, чтобы они могли в дальнейшем решать вопросы в суде.
Обычно такие запросы удовлетворяются в течение суток, но законом сроки рассмотрения жалоб не ограничены.
  • Но, не дожидаясь выполнения, новая команда начинает использовать название Faithful. И, чтобы избежать путаницы, первое время будет называться «Compliance — Faithful».
  • Менеджер сообщества Faithful согласился, что сообщество будет руководствоваться принципами Compliance (т.е. управляться сообществом), команда Compliance соглашается начать постепенный процесс воссоединения сообществ в одно.

Также в этом документе отвечают на ряд важных вопросов:

Кто будет владеть Faithful в итоге?

Кратко — это сообщество. Vattic при этом будет выступать в качестве номинального руководителя, который будет обладать равными правами с администрацией сообщества Faithful. Однако Vattic заявил, что в обозримом будущем не будет участвовать в проекте.

Что будет с версией Faithful для Minecraft Bedrock?

Скорее всего, в связи с DMCA-жалобами, Faithful Алексея будет удалён из Marketplace.

Команда рассчитывает договориться о размещении Faithful в Marketplace бесплатно. К сожалению, сейчас бесплатные аддоны не предусмотрены правилами партнёрской программы. Если это не удастся преодолеть, то Faithful для Minecraft Bedrock будет доступен на веб-сайте проекта бесплатно.

Чтобы подтвердить информацию о требованиях, которые озвучил Алексей, я написал Sei, одному из участников команды, и задал вопросы (его ответы обозначены курсивом).

Vizzy рассказал о ряде требований бывших участников сообщества Faithful. Расскажите, что именно вы требуете.

Да, большинство из нас — это бывшие участники сообщества Faithful. Некоторые из нас были модераторами (я предполагаю, что вы видели видео AntVenom).

Вот что мы хотим от Vizzy:

  • Отказаться от использования названия Faithful.
  • Удалить Faithful из Marketplace Bedrock.
  • Передать одному из администраторов Compliance или Vattic дискорд-сервер Faithful.
  • Обеспечивать редирект с https://faithful.team/ на https://faithfulpack.net/ на срок, оставшийся до конца делегирования домена.
  • Немедленно прекратить использование название бренда (торговой марки) Faithful в будущем в любых проектах.
  • Отказаться от своего «владения» брендом и передать его новой команде Faithful.
  • Удалить или передать страницу Faithful на CurseForge.

Правда ли то, что вы инициировали удаление Faithful (от Vizzy) на Marketplace Minecraft и на CurseForge?

Я не уполномочен говорить о том, подали ли мы DMCA-жалобу или нет.

Насколько я понимаю, настоящим владельцем Faithful является Vattic, и только он может отправлять DMCA. Какие основания для подачи такой жалобы у вас?

Согласно закону США об авторском праве, людям, не являющимся владельцами чего-либо, тоже разрешено отравлять DMCA. Это допустимо в определённых случаях, которые я не готов обсуждать.

Участники проекта, которые хотят удалить свои текстуры, тоже обладают законными основаниями для претензий, поскольку на сервере не было предусмотрено соглашений/контракта, оговаривающего, что предложенные участниками текстуры будут использоваться Vizzy вечно.

Несмотря на то, что Sei не подтвердил, что DMCA-жалоба отправлена, учитывая, что это сказано в документе, думаю, это было сделано.

Интересно и то, что жалоба отправлена не только со стороны Vattic, но и со стороны участников сообщества, внёсших свой вклад. Это достаточно серьёзный шаг. Напомню, что в своё время подобная ситуация привела к фактическому закрытию проекта CraftBukkit.

Глава 6. Как отреагировало сообщество

Реакция сообщества достаточно однозначна. Discord-канал Faithful сразу был наполнен множеством сообщений, призывающих Алексея к ответу. В итоге ему даже пришлось ограничить возможность отправлять сообщения.

На форумах и в Reddit, под сообщениями Vattic, собралось довольно много сообщений с выражением поддержки. Некоторые писали, что жалеют, что купили ресурспак в Marketplace.

В какой-то момент информация дошла и до разработчиков. Художник Minecraft Джаспер Бурстра на вопрос о ситуации выразил надежду, что ресурпак будет удалён из Marketplace.

Художник игры Джаспер Бурстра выразил надежду, что украденный ресурспак будет удалён из Marketplace.
Художник игры Джаспер Бурстра выразил надежду, что украденный ресурспак будет удалён из Marketplace.

Можно считать, что симпатии игроков, в целом, на стороне Vattic и команды Compliance-Faithful. Это даже вылилось в некоторую финансовую поддержку Vattic, который создал страницу для сбора пожертвований.

Фонд благодарности Vattic.
Фонд благодарности Vattic.

Мне кажется, это хорошая идея, учитывая то, что он долго работал над ресурпаком бесплатно, не рассчитывая на вознаграждение. Если вы когда-то пользовались ресурпаком Faithful и хотите отблагодарить его создателя, то можете сделать это здесь.

Глава 7. Что будет с Faithful дальше

Сейчас можно точно говорить о том, что какое-то время будет существовать два претендента на наследие Faithful.

Допустим, что поданные жалобы будут проигнорированы, во что я не верю, тогда в сложившейся ситуации мы получим два разных проекта, которые исповедуют одну идею — создание ресурспака, который стремится, сохранив исходный стиль игры, предоставить текстуры более высокого разрешения.

В нормальной ситуации наличие нескольких таких ресурспаков было бы превосходным.

Если жалобы DMCA будут приняты, то здесь возможно два варианта развития событий:

  • Faithful будет удалён из Marketplace и CurseForge, оставив фактически открытым поле игры для новой команды. Учитывая, что у Алексея в Marketplace есть только набор скинов, и нет каких-то других значимых проектов, я допускаю, что с ним будет расторгнуто партнёрское соглашение.
  • Алексей сможет отстоять своё право на размещение ресурспаков при условии удаления спорного контента. Учитывая, что жалобу подавал не только Vattic, это будет сложнее. В этом случае будет два разных ресурспака, возможно, с разными названиями.

Похоже, что в любом случае выиграют игроки. Они получат бесплатный ресурспак Faithful от команды Faithful-Compliance.

Послесловие

Я специально старался не выражать своё личное мнение и отношение в данной истории.

Однако в заключение могу сказать, что если бы Алексей придерживался тех же принципов, что и Vattic, т.е. развивал Faithful, как открытый бесплатный проект, то, скорее всего, этого бы точно не произошло.

Другое дело, что не у многих хватает мотивации на бесплатный труд.

Подписывайтесь на @minecraftmain в телеграме.