12,9K подписчиков

Как итальянский лётчик открыл эру боевого использования самолётов

268 прочитали

Ошибочно предполагается, что военное использование аппаратов тяжелее воздуха (самолетов, аэропланов) произошло во время Первой мировой войны в 1914-1918 годах, однако согласно новым данным зарубежных исследователей подобное явление имело место быть во время Ливийской войны 1911-1912 годов (более известна как итало-турецкая война), но и здесь выяснилось, что боевое применение самолётов произошло ещё раньше. Поэтому, сложно сказать, когда именно произошло первое в истории боевое применение самолётов, так как архивы постоянно знакомят общественность с новыми материалами, освещающими ранее неизвестные страницы истории. Но, обо всём по порядку.

Джулио Гавотти на фоне своего бомбардировщика в Ливии. Источник изображения: https://www.talpo.it
Джулио Гавотти на фоне своего бомбардировщика в Ливии. Источник изображения: https://www.talpo.it

Воздушные шары с бомбами

Как только светлые умы изобретают что-то новое, так сразу обнаруживаются желающие использовать изобретение в военных целях. Немудрено, что вскоре после создания воздушного шара братьями Монгольфье, французские офицеры поинтересовались, насколько успешно можно будет использовать в бою подобное изобретение. Несмотря на множество успешных демонстраций боевого использования воздушных шаров во время парадов, первое их массовое использование для нанесения ущерба противнику произошло в 1849 году.

Цветная литография Кирхмайера по рисунку М. Фонтана 1850 года, показывающая первую в истории воздушную бомбардировку Венеции при помощи воздушных шаров
Цветная литография Кирхмайера по рисунку М. Фонтана 1850 года, показывающая первую в истории воздушную бомбардировку Венеции при помощи воздушных шаров
Во время австро-итальянской войны 1848-1849 гг., австрийские войска осаждавшие Венецию, население которой категорически не желало впускать австрияков в город, решили пойти на крайний ход и забросать город бомбами. Для этого, в сторону Венеции запустили 200 воздушных шаров, к каждому из которых была закреплена бомба массой 14 кг. Шары запускались как с наземных позиций, так и с кораблей стоявших у берегов города. Однако, неожиданно изменивший своё направление ветер, вернул большинство запущенных шаров к точке своей отправки и австрийцы сполна ощутили на себе их эффективность. Только одна бомба таки упала на Венецию и внесла долю смятения в ряды защитников.

Дальнейшее, более эффективное использование в бою воздушных шаров, привело к их запрету Гаагской конвенцией от 1899 года, а это стало следствием поиска новых способов доставки бомб к противнику, одним из которых явился дирижабль.

Джулио Гавотти сбрасывает гранаты на турецкий лагерь. Почтовая открытка 1911 года. В Италии лётчик стал героем, о нём печатали статьи, а подвигу посвящались картины.
Джулио Гавотти сбрасывает гранаты на турецкий лагерь. Почтовая открытка 1911 года. В Италии лётчик стал героем, о нём печатали статьи, а подвигу посвящались картины.
Желание Италии присвоить владения слабеющей Османской империи в Северной Африке, привело к войне за Ливию в 1911 году, во время которой активно использовались дирижабли и самолёты. 1 ноября 1911 года итальянский лётчик Джулио Гавотти, полагая, что дирижабли для бомбардировки малоэффективны ввиду долгого процесса погрузки на них боеприпасов, решил проявить инициативу, и взял на борт своего моноплана четыре небольших гранаты весом по полтора килограмма, заботливо упаковав их в кожаные мешочки. Пролетая высоте 180 метров, сбросил 3 гранаты на позиции турков возле оазиса Айн-Зара, и одну возле оазиса Триполи.
Зарисовка "успешного" авианалёта Джулио Гавотти 1 ноября 1911 года. Источник изображения: https://www.aerostoria.com/
Зарисовка "успешного" авианалёта Джулио Гавотти 1 ноября 1911 года. Источник изображения: https://www.aerostoria.com/

Никакого ущерба туркам подобная воздушная бомбардировка не нанесла, а вот международный авторитет Италии изрядно подорвала, так как турки настаивали на том, что Италия вела воздушную бомбардировку вопреки запрету Гаагской конвенции, а итальянская сторона уверяла, что моноплан не относится к аппаратам легче воздуха, то есть воздушным шарам, соответственно, не противоречит международным соглашениям. В последствии, пример Гавотти стал заразительным и был вскоре использован французами для бомбардировки Марокко в 1912 году во время Второй франко-марокканской войны. Несмотря на то, что Турция войну в Ливии проиграла, Италии так и не удалось завладеть обширной территории Северной Африки, так как ливийские племена освободившись от османского гнёта, не пожелали быть подданными итальянского короля и объявили освободительную войну.

Граната "Cipelli" весом 1,5 килограмма была использована во время налёта Гавотти. Источник изображения: Brinati T., Fischetti U., Stefanutti S., L'uomo e l'aria - L'aeronautica vol. II Editore F. Vallardi 1939
Граната "Cipelli" весом 1,5 килограмма была использована во время налёта Гавотти. Источник изображения: Brinati T., Fischetti U., Stefanutti S., L'uomo e l'aria - L'aeronautica vol. II Editore F. Vallardi 1939

Первое применение самолёта в условиях войны

В то время, когда Италия воевала с Турцией, США сосредоточили свои войска вдоль границы с Мексикой, что было вызвано событиями мексиканской революции, приведшей к так называемой Приграничной войне, в ходе которой мексиканские революционеры под руководством Панчо Вильи пытались вернуть исконно мексиканские земли утраченные в ходе американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. Деятельность революционеров была настолько успешной, что привело к захвату ими городов в штате Нью-Мексико. Разумеется, американцы вынуждены были подогнать к границе армию и военную технику, в том числе и авиацию.

Самолёты "Curtiss Model D". Пилот Гарри Харкнесс провёл испытание биплана пролетев 7 февраля 1911 года около 40 километров вдоль мексиканской границы. Источник изображения: https://sandiegohistory.org/
Самолёты "Curtiss Model D". Пилот Гарри Харкнесс провёл испытание биплана пролетев 7 февраля 1911 года около 40 километров вдоль мексиканской границы. Источник изображения: https://sandiegohistory.org/
В апреле 1911 года президент США Уильям Тафт направил в Техас 16 000 солдат Маневренной дивизии, якобы для проведения военных учений, однако предполагалось, что в дальнейшем группировка будет использована в качестве экспедиционного корпуса для похода в Мексику. Тогда же, не позднее 15 апреля 1911 года, были впервые использованы самолёты для проведения разведки с воздуха пограничных территорий, и северных районов Мексики, это были бипланы с трехколёсным шасси "Curtiss Model D", которые использовала Авиационная дивизия Корпуса связи США. В дальнейшем, в 1913 году американские самолёты стали выполнять не только разведывательные миссии, но и вести обстрел формирований мексиканских революционеров.
Американо-мексиканская граница с борта самолёта-разведчика в апреле 1911 года. Источник изображения: The London Illustrated News, 15.04.1911
Американо-мексиканская граница с борта самолёта-разведчика в апреле 1911 года. Источник изображения: The London Illustrated News, 15.04.1911

Выводы: Впервые использование самолёта для военной разведки было произведено в США в апреле 1911 года во время Приграничной войны с Мексикой. Использование самолёта для проведения бомбардировки территории противника впервые произошло спустя 7 месяцев в ноябре 1911 года в Ливии итальянским лётчиком Джулио Гавотти.

Рубрика "Интересные факты";

____________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!