8728 subscribers

Крымское метро: выгоды и перспективы строительства

6,6k full reads

Транспортный коллапс, в который часто погружаются крупнейшие города Крыма - Симферополь и Севастополь, когда образуются километровые пробки и стоит невероятный смог, особенно в летние месяцы, уже многие годы подводят строителей и инженеров к идее разгрузить города от непомерной транспортной нагрузки посредством строительства метрополитена. Но, обо всём по порядку.

Пробки и смог - извечные проблемы Симферополя. Официально в городе проживает 342 000 человек, а по неофициальным данным - 600 000. Первоисточник фото: https://crimea.vgorode
Пробки и смог - извечные проблемы Симферополя. Официально в городе проживает 342 000 человек, а по неофициальным данным - 600 000. Первоисточник фото: https://crimea.vgorode

Метро для Всесоюзной здравницы

В начале 1960-х годов специалисты озаботились градостроительной проблемой Крыма связанной с ежегодным ростом количества отдыхающих прибывающих на маленький полуостров со всех концов Советского Союза. Важно было при имеющимся курортном потенциале не только сохранить, но и в разы повысить рекреационную ёмкость Тавриды путём переноса всех промышленных предприятий и переселения местных жителей из прибрежных и горных районов в степные районы Крыма, а освободившиеся территории использовать для возведения пансионатов, санаториев, домов отдыха.

В начале 1960-х гг. в рамках проекта "Крымская объединённая рекреационная система" предлагали построить лёгкое метро от Симферополя до Алушты. А в начале 1990-х гг. по данному маршруту рассматривали вариант автомобильного тоннеля
В начале 1960-х гг. в рамках проекта "Крымская объединённая рекреационная система" предлагали построить лёгкое метро от Симферополя до Алушты. А в начале 1990-х гг. по данному маршруту рассматривали вариант автомобильного тоннеля

В рамках проекта "Крымская объединённая рекреационная система" планировалось создания нового типа санаториев с круглогодичным приёмом отдыхающих, освоение все береговой линии Крыма, проведение масштабных берегоукрепительных работ, обеспечение пресной водой отдыхающих посредством опреснения и добычи из артезианских источников. Транспортная доступность курортов должна была обеспечиваться созданием нового скоростного шоссе из Симферополя в Севастополь, а также линии лёгкого метро из крымской столицы в Алушту, сквозь горную гряду. Примечательно, но в 90-е годы ХХ века часто мелькали идеи от крымских премьер-министров о важности и необходимости создания транспортного тоннеля под Главной грядой Крымских гор, чтобы сократить путь между Ялтой и Симферополем.

Метро для Севастополя. Или лучше в Симферополе?

Бурное развитие Севастополя, растущее количество транспорта на его улицах возродили старый проект 1964 года, суть которого заключается в создании моста через Севастопольскую бухту. Однако прирастание окраин города показывает, что даже в случае возведения моста, транспортные проблемы не исчезнут, необходим проект позволяющий максимально разрешить транспортную проблему города на многие годы вперёд.

План-схема линий Севастопольского метрополитена по проекту А. Л. Шеффера и В. В. Стефановского. Источник изображения: https://sevastopolmedia.ru/
План-схема линий Севастопольского метрополитена по проекту А. Л. Шеффера и В. В. Стефановского. Источник изображения: https://sevastopolmedia.ru/
В 2018 году выдающийся архитектор Адольф Шеффер, определивший в своё время архитектурный облик Севастополя, совместно с директором компании "Моргидрострой" Владимиром Стефановским предложил подробный план метро в городе-герое. Согласно проекту, предлагалось возведение 14 станций на трёх ветках метро. При этом, для экономии строительства, одна из веток должна пролегать в верхних иловых слоях Севастопольской бухты, а не в её скальном основании, а чтобы труба тоннеля не "всплыла", она будет закреплена на сваях. Выгоды от создания севастопольского метро очевидны: транспортная разгрузка города, экономия времени жителей и гостей города на передвижение, интеграция окраин в общее городское пространство.
Недостроенный коллектор в Симферополе, конец 1980-х гг. Из альбома "Симферопольская подземка" группы "Крымоустройство". Автор фото: Владимир Иванов. Полная ссылка: https://web.facebook.com/media/set/?set=oa.818434674913612&type=1&_rdc=1&_rdr
Недостроенный коллектор в Симферополе, конец 1980-х гг. Из альбома "Симферопольская подземка" группы "Крымоустройство". Автор фото: Владимир Иванов. Полная ссылка: https://web.facebook.com/media/set/?set=oa.818434674913612&type=1&_rdc=1&_rdr

Несмотря на то, что проект отвергли из-за его дороговизны (начальная стоимость проекта оценивалась в 15 миллиардов рублей) и сосредоточились на строительстве моста, метро всё-таки необходимо, правда не в Севастополе, а в Симферополе - воздушной гавани Крыма. Симферополь по численности населения сравнительно небольшой город, однако, является "малоэтажным" и занимающий большую площадь. Через город проходят важные транспортные магистрали, а сам город относится к категории быстрорастущих, вследствие чего регулярно наблюдаются транспортные коллапсы и жители задыхаются от смога.

План-схема линий метро и скоростного транспорта в Симферополе предлагаемая для реализации. Источник изображения: https://blackseatv.com/
План-схема линий метро и скоростного транспорта в Симферополе предлагаемая для реализации. Источник изображения: https://blackseatv.com/
Предполагается, что метро в Симферополе станет возможным при численности населения не менее 800 тысяч человек, при этом условия строительства здесь более благоприятные нежели в Севастополе. Правда, уже сейчас в расчёт берутся такие особенности Симферополя как: сейсмичность (до 3-х баллов), наличие карста, вероятность оползней. Метро представляется выполненным не в "классическом" виде как в Москве или Санкт-Петербурге, а по типу лёгкого метро с узкой колеей и тоннелем, как в городе Глазго. В истории Симферополя имеются примеры создания подобных тоннелей, правда, используемых в качестве коллектора (от Екатерининского парка возле реки Салгир до ж/д вокзала).

Выводы. Создание системы лёгкого метро выглядит перспективно и сулит решение транспортных проблем прежде всего в Симферополе, благополучно окажет влияние на социально-экономическое развитие города. Вместе с тем, с учётом ситуации нерентабельности метрополитенов в России (за исключением Москвы) и возрождения интереса к развитию трамвайного сообщения, вероятно уместной будет смотреться идея метротрама в Симферополе. В любом случае, ввиду ситуации стремительно развивающегося города, чувствуется необходимость кардинального решения его транспортной проблемы.

В продолжение темы крымских проектов, читайте:

  1. Ак-Монайский канал: альтернатива Керченскому проливу;
  2. Реконструкция Азовского моря.

_______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!