Подводный флот Азовского моря

7 July

Азовское море является одним из самых мелководных морей в мире. Его глубина едва превышает 15 метров, в редких местах 17 метров. Тем удивительнее кажется история о том, что раньше воды Азова бороздили... подводные лодки! Новость, о возможном создании Украиной базы военно-морских сил на Азовском море, да ещё с наличием подводных лодок показалась весьма абсурдной, однако в истории Азовского моря уже были подобные прецеденты. Но, обо всё по порядку.

Вот такие подводные лодки бороздили просторы Азовского моря
Вот такие подводные лодки бороздили просторы Азовского моря

Чудеса итальянской промышленности

Во время Второй мировой войны (впрочем, и до её начала), итальянские инженеры порадовали руководство тогдашней фашистской Италии любопытными разработками, позволяющие максимально тихо производить разного рода диверсии. Если в Третьем Рейхе любили пускаться в гигантоманию, то в Италии стремились делать военную технику совершенно миниатюрной, но при этом достаточно эффективной. Среди прочего, гордостью итальянской промышленности явилась управляемая человеком "Торпеда Святого Варфоломея" для подводных операций, торпедные катера серии MAS-500, которые использовали в небольших водоёмах и "карманные" подводные лодки (сверхмалая подводная лодка) проекта СВ.

Торпедный катер серии MAS-500 в Средиземном море
Торпедный катер серии MAS-500 в Средиземном море
Итальянские сверхмалые подводные лодки времён Второй мировой войны проекта СВ поражают своими характеристиками. В зависимости от модели, длина данной подводной лодки равнялась 10-15 метрам, ширина 2-3 метра, высота до 2,5 метров, дальность хода до 100 километров, максимальная глубина погружения - 55 метров. Количество членов экипажа - 3 человека. Объём подводного водоизмещения составлял 45 тонн, при надводном - 35 тонн. Скорость передвижения была сравнительно невысокой и равнялась 10 км/ч. под водой и 13 км/ч. в надводном положении. Из вооружений, подобная субмарина была оснащена минно-торпедным аппаратом на две торпеды/мины. Автором подобного инженерного чуда явился известный итальянский конструктор Джованни Капрони, который более известен как авиаконструктор.
"Торпеда Святого Варфоломея" предназначалась для ведения подводных диверсий. Считается, что разработка итальянских специалистов легла в основу знаменитых японских кайтенов - управляемых человеком торпед ("подводные камикадзе")
"Торпеда Святого Варфоломея" предназначалась для ведения подводных диверсий. Считается, что разработка итальянских специалистов легла в основу знаменитых японских кайтенов - управляемых человеком торпед ("подводные камикадзе")

На поезде к Чёрному морю

В марте 1942 года по требованию германского командования, итальянцы перебросили в Чёрное море 10-ю флотилию военно-морского флота Италии (10-я флотилия МАС) где, среди прочего, значились пять "карманных" субмарин класса СВ, которые, согласно итальянским исследователям были доставлены в румынский порт Констанца по железной дороге. Данные подводные лодки были перебазированы в Ялту, а после занимались патрулированием водного пространства на подступах к Севастополю. При этом, не смотря на свои скромные габариты умудрились уничтожить две советские подводные лодки. Но, на этом их миссия не закончилась, учитывая активное продвижение немецких войск вглубь территории СССР, сверхмалые итальянские подводные лодки перевели на службу в Азовское море.

Схема итальянской подводной лодки проекта СВ
Схема итальянской подводной лодки проекта СВ
Схема итальянской подводной лодки проекта СВ
Схема итальянской подводной лодки проекта СВ
Исходя их технических характеристик итальянских подводных лодок проекта СВ, мы видим, что они были созданы словно под условия Азовского моря, где длительный срок несли свою службу (ориентировочно до конца 1943 года). Местом базирования итальянских субмарин на Азовском море был город Мариуполь и главной целью их присутствия здесь, было противодействие Азовской военной флотилии СССР, а также обеспечение безопасности транспортировки грузов и войск Германии через Азовское море и Керченский пролив далее на восток. Примечательно, но итальянские исследователи отмечают особую важность службы субмарин в Азовском море, благодаря которым удалось обеспечить бесперебойный трафик германской армии.
Итальянские сверхмалые подводные лодки проекта СВ в порту Констанцы перед отправкой в Ялту
Итальянские сверхмалые подводные лодки проекта СВ в порту Констанцы перед отправкой в Ялту

Даёшь Каспийское море!

Незамысловатость конструкции, удобство управления и доставки "карманных" субмарин к месту службы, а также стремительное продвижение войск вермахта на Восток, привело к рождению очередной идее переброски СВ уже в Каспийское море. Однако, крах фашистского режима в Италии в июле 1943 года, помешал германскому командованию осуществлению подобного плана.

На разгрузке субмарин в Констанце
На разгрузке субмарин в Констанце
Испытание подводной лодки в Триесте
На разгрузке субмарин в Констанце
Отреставрированная подводная лодка проекта СВ
На разгрузке субмарин в Констанце
В общей сложности, подводных лодок проекта СВ было выпущено в количестве 22 штук, шестеро из которых вели свою службу в Чёрном море (а потом пять из них в Азовском море). Во время войны было уничтожено 9 субмарин, 11 распилено на металл уже после окончания Второй мировой войны и 2 экземпляра было сохранены, и выставлены на обозрение в музеях. Вопрос о наличии подводных лодок в Азовском море в прошлом, можно считать закрытым. Соответственно, возможность создания подводного флота из сверхмалых подводных лодок в границах мелководного водоёма, в настоящее время, весьма вероятна. Только, стоит ли игра свеч?

Рубрика "Тайны Азовского моря";

1. На островах Азовского моря: от естественных до искусственных;

2. Пойти и не вернуться. Нить Ариадны в подземельях азовского побережья;

3. На берегу Азовского моря. Исчезнувший город Арабатской крепости.

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!