Мода будущего…. А она будет? (Часть 1 - Киномода)

Эта и все последующие фотографии - из открытых источников (яндекс. Гугл и др.)
Эта и все последующие фотографии - из открытых источников (яндекс. Гугл и др.)
Эта и все последующие фотографии - из открытых источников (яндекс. Гугл и др.)

В статьях на канале несколько раз проскальзывали упоминания такой интересной и забавной проблемы, как мода будущего. Мы пришли к выводу, что это судьба, и что надо написать что-то на тему. Начали искать материалы для статей… И погрязли. Потому что это оказалось очень интересно. Так что вместо одной задуманной статьи будет минимум две. Пока предлагаем вашему вниманию первую часть:

Киномода и будущее

(Все фотографии взяты из открытых источников)

С того момента, как человек впервые попытался визуализировать будущее, встал вопрос: а как будут одеты наши далёкие потомки? Мы не будем погружаться в дебри утопий Т. Мора, Ф. Бэкона или Т. Кампанеллы, и начнём с момента, который намного ближе к нам по времени, а к тематике канала – по содержанию. С фантастических фильмов. Почему именно кино? Потому что оно визуально. Именно оно показывает людей будущего, как они выглядят и во что одеты.

Вообще, наверное, первым фантастическим фильмом о космосе можно назвать «Путешествие на Луну» (фр. Le Voyage dans la Lune) французского режиссёра Жоржа Мельеса , фарсовую короткометражку (всего 18 минут) 1902 года. Но там, ясное дело, особого внимания одежде не уделялось, хотя стильно раздетые (по тем временам – раздетые) девушки на экране присутствуют.

Постер к "Путешествию".

Советская «Аэлита» Якова Протазанова 1924 г. – не про будущее, а про другую цивилизацию, но пройти мимо него нельзя. Во-первых потому, что это был первый полнометражный фильм о космических полётах, а во-вторых – из-за костюмов. Над их дизайном работали художники по костюмам МХАТа И. Рабиновичи А. Экстер, при участии Н. Ламановой, и здесь можно увидеть квинтэссенцию конструктивизм.

В СССР фильм приняли без особого восторга (революционная составляющая романа А. Толстова пострадала при экранизации), зато за рубежом фильм приняли на ура, а костюмы «марсиан» надолго стали источником вдохновения для модельеров и художников по костюмам.

Кстати, хорошую подборку фотографий фантастических костюмов для театра и кино 20-х годов можно увидеть на портале «Культурология», вот здесь.

Не меньшее, если не большее влияние на представление о моде будущего оказал фильм-антиутопия 1927 г. «Метрополис», снятый Фрицем Лангом. За основу костюмов была взята мода 20-х, но художники по костюмам преобразили её, превратив в нечто футуристическое, наполненное эротикой и местами жутковатое. Правда, «прошлись» художники преимущественно по женским костюмам…

Фильм «Облик грядущего» Уильяма Кэмерона Мензиса, снятый в 1936 г., задал другое направление «научно-фантастической стилистики». Здесь за основу были взяты античные силуэты.

Как нам кажется, именно в этого момент возникли две тенденции в представлении одежды будущего: или вариации на тему античности, или – то, что называют термином футуризм. Хотя представления о том, что такое этот самый футуризм, серьёзно изменялись.

В 1913 году итальянский художник Джакомо Белла опубликовал «Манифест об одежде человека будущего», в котором писал: «Наши улицы выглядят бесцветно и упаднически. Люди носят ничтожную, безжизненную, декадентскую, пессимистичную одежду. Давайте создадим вещи будущего – они будут очень счастливые, простые и милые, они будут доставлять удовольствие телу, и в них будет просто взрыв цвета. Самый красный из красных, самый зелёный из зелёных, интенсивно-жёлтый и оранжевый, чистейший белый. Дизайн должен быть очень динамический, а рисунки - интенсивно-геометричные, пусть это будут треугольники, круги, спирали, эллипсы, квадраты! Вещи будут фосфоресцировать и сиять».

И если с простотой кроя и удобством Белла угадал, то вот с цветами немного промахнулся. В 1965-м французский дизайнер Андре Куррёж создал коллекцию Space , создав целое футуристическое направление в моде: Sci-Fi.

Модели из коллекции Куррёжа

Белый и серебристый, геометрический крой, использование пластика и металла… В полной мере эти идеи проявились в гениально «Космической одиссее» (1968) Стенли Кубрика. (Про костюмы читаем здесь ) Развитие подобных идей можно видеть и в отечественном фантастическом кино, начиная с «Туманности Андромеды» (1967) и заканчивая «Через тернии к звёздам» (1981) и «Гостьей из будущего» (1984). Правда, в «Терниях» женщины одеты преимущественно в стиле ретро, и большую часть фильма герои ходят в форме, зато в «Гостье» - полный набор этакого «ретрофутуризма»: тут и знаменитое платье Полины а-ля античные драпировки, и серебристая одежда робота Вертера, и светлые, почти белые комбинезоны главных злодеев. Кстати, интересная статья про создание костюмов для «Гостьи из будущего».

"Туманность Андромеды"

Собственно, вариации на тему продолжались до того момента (и продолжаются до сих пор), как с разницей в год на экраны с триумфом ворвались «Безумный Макс-2 – Воин дороги» (1981) и «Бегущий по лезвию» (1982). Первый создал постапокалиптическое направление, второй стал классикой киберпанка.

Костюмы из «Бегущего», как когда-то коллекция Space Age, определили киномоду будущего на долгие годы. Про создание костюмов для этого фильма можно почитать здесь.

Интересно посмотреть на костюмы из сериала «Видоизменённый углерод» 2018 г. Как нам кажется, в плане одежды он развивает идеи, заложенные в «Бегущем по лезвию» и другом почти культовом киберпанк-фильме «Джонни-мнемоник» (1995). Интервью с художников по костюмам о работе над сериалом можно прочитать вот здесь.

Вообще стилистика костюмов в киберпанке – тема очень интересная, но если слегка абстрагироваться от представлений художников по костюмам, то одежда в киберпанк-сеттингах прямо отражает расслоение общества. Сотрудники корпораций. Особенно высшего звена – подчёркнутая консервативность, что у мужчин, что у женщин. Свет и полусвет – странные фантазии, иногда вычурные, и почти всегда – с лёгким налётом эротики. Условные «низы»… Здесь возможно всё.

Кадры добавлены вперемешку... Но это вполне может быть один мир, верно?

Интересным прорывом в плане моды будущего мог бы стать, но на наш взгляд, не стал «Пятый элемент», хотя костюмы для него разрабатывал, ни много ни мало, Жан-Поль Готье. Возможно, дело в том, что при всей вычурности костюмов ничего принципиально нового одежда героев фильма не принесла. Элементы бандажа, унисекс, мужские декольте – это любимые тем модельера, которые он, тут не поспоришь, отлично развил на экране. Но стало ли это прорывом? Сомневаемся.

А какие ещё интересные решения в плане моды будущего существуют в кино, какак вы думаете?

Ну что? Пока думаете и осмысливаете каким красочным может быть будущее (или мрачным), немного будущего в аудио формате. Текст то же у нас есть:

Не забываем про маршруты по Крыму:

Напоминаем, что поход 1-6 августа будет иметь легкий астрономический уклон. И учитывая детали похода - скучать не придется!