Последний город мира, где работают трамваи РВЗ-6. Хабаровск!

5,6k full reads
7,1k story viewsUnique page visitors
5,6k read the story to the endThat's 80% of the total page views
1,5 minute — average reading time

А ведь хороший вагончик! Сколько в нем сексуальности! Романтики! Добрый трамвай, трудяга РВЗ-6 или как называют его спецы РВЗ-6М2.

В Хабаровске их целых 12 голов. Ветеран - вагон под № 327. Год выпуска 1974. Остальные дедушки датируются 1979-1982 годов выпуска. Круто?

Вот он! Раритет. Фото Дима Канеки.
Вот он! Раритет. Фото Дима Канеки.
Вот он! Раритет. Фото Дима Канеки.

И спецы сразу подметят, что есть еще действующий вагон в городе Осинники. Да, есть один, но ходит редко. Там вагон 1983 года. А есть еще вагоны-ретро, вагоны-библиотеки. Они работают во Владивостоке, Казани, Даувгавпилсе. Конечно спецтехника, а также памятники. Они также сохранились. Например как спецвагоны РВЗ есть в Уфе. Памятник также в Уфе, Новосибирске.

Вот и он. Красавчик из Осинников. Фото Volk85
Вот и он. Красавчик из Осинников. Фото Volk85
Вот и он. Красавчик из Осинников. Фото Volk85

Кратко о вагоне. Первый прототип вагона РВЗ-6 был построен на РВЗ (Рига, Латвия) в 1960 году, осенью того же года началось серийное производство этих трамваев. Оно продолжалось до декабря 1987 года включительно; последние готовые вагоны были отправлены со склада РВЗ в начале 1988 года. Трамваи РВЗ-6 работали во многих городах Советского Союза.

В 1997 году выпуск запасных частей к РВЗ-6 на заводе был прекращён. Однако в странах СНГ и Прибалтики в то время ещё работало от 700 до 800 единиц подвижного состава этой марки. Это поставило под сомнение возможность дальнейшей эксплуатации РВЗ-6, поскольку самостоятельное производство нужных деталей не под силу подавляющему большинству трамвайных хозяйств на территории бывшего СССР.

Салон этого чуда. Фото Дима Канеки.
Салон этого чуда. Фото Дима Канеки.
Салон этого чуда. Фото Дима Канеки.

Немного о музейных РВЗ:

  • В Алма-Ату вагон РВЗ-6М2 поступил в апреле 2013 года из Темиртау, где он использовался для съёмок кинофильма про молодость президента Назарбаева. В свою очередь, в Темиртау данный трамвай был отправлен в июле 2012 года из Уфы. На данный момент вагон числится служебным, однако в июне 2014 года он принял участие в параде исторических трамваев на улицах города.
  • Во Владивостоке имеется 4 пассажирских вагона РВЗ-6М2, но они уже сняты с линии. Также сохранился служебный путеремонтный вагон.
  • В Витебске в связи с массовым поступлением новых трамваев новой серии, последние вагоны РВЗ-6М2 были отставлены от работы летом-осенью 2013 года, один из них с июня 2014 года используется в качестве экскурсионного.
  • В Даугавпилсе вагоны РВЗ-6 продолжали эксплуатироваться с пассажирами до 2016 года и составляли четверть трамвайного парка. К 2020 году сохранилось 6 вагонов, в том числе экскурсионный и вагон-кафе.
  • В Иркутске предприятием Иркутскгорэлектротранс восстановлен и отреставрирован вагон РВЗ-6M2, переданный в 2009 году из Ангарска. Он используется для проведения экскурсий, а в самом Ангарске сохранился служебный вагон на базе РВЗ-6.
  • В Казани бо́льшая часть вагонов списана в декабре 2007 года, за исключением единственного, сохранённого в качестве музейного. Также, сохраняются два служебные РВЗ-6: вышка и поливомоечный.
  • В Комсомольске-на-Амуре на момент закрытия осенью 2018 года трамвайного движения эксплуатировалось 16 РВЗ-6М2, составляя около половины от общего количества трамваев в городе. Сейчас они отстранены от работы, и перспективы их сохранения неясны.
  • В Липецке РВЗ-6 эксплуатировались до 1995 года. Последний оставшийся вагон находится в депо как музейный экспонат.
  • Последние РВЗ-6 Минска ушли с улиц города в сентябре 2008 года. Один экземпляр модели РВЗ-6 оставлен для музея Трамвайного парка. Также для музея был оставлен один РВЗ-ДЭМЗ, однако в июне 2009 года он был переделан в служебный грузовой вагон.
  • РВЗ-6 имеется в коллекции Музея пассажирского транспорта Москвы.

В Нижнекамске один трамвай РВЗ-6 установлен на постаменте возле депо в качестве памятника, второй является ходовым в музейном статусе. Оба вагона были переданы в 2016 году из Казани, так как в Нижнекамске трамваи этой модели не сохранились — хотя, именно они открывали трамвайное движение в городе.

Хабаровск. Ремонт РВЗешек. Фото: УКВЗ.
Хабаровск. Ремонт РВЗешек. Фото: УКВЗ.
Хабаровск. Ремонт РВЗешек. Фото: УКВЗ.
  • В Нижегородском музее горэлектротранспорта РВЗ-6М2 (с эмблемой от РВЗ-6) является исправным ходовым вагоном, но он помещён на глухую рельсовую ветку, не связанную с остальной трамвайной сетью города, и, соответственно, выполняет роль статичного экспоната. Кроме того, рама его кузова сильно изношена, и ей требуется серьёзный ремонт. До постановки его на стоянку, в 2004 и 2005 годах он участвовал в двух трамвайных парадах. Также сохранился служебный вагон-вышка. С 14 мая 2015 года один трамвай РВЗ-6М2 после капитально-восстановительного ремонта вышел на маршрут № 2 «Городское кольцо».
  • В Новосибирске в качестве служебных сохранились 4 вагона РВЗ-6 различных модификаций, ещё один сохранён в качестве музейного, но его состояние требует срочной реставрации.
  • В городе Осинники Кемеровской области в регулярной эксплуатации с пассажирами остаются два вагона РВЗ-6М2, ещё один готовится для передачи в Новокузнецк — в качестве музейного экспоната.
  • В Ригу экземпляр данного трамвая был передан в 2007 году из Даугавпилса, для использования в качестве кафе или музейного вагона. Однако его реставрация так и не началась, дальнейшая судьба трамвая под вопросом.
  • В Салавате последние РВЗ-6 были выведены из эксплуатации в 2013 году. 1 вагон сохранён в качестве неходового музейного экспоната, установлен на постаменте.
  • В Смоленске силами энтузиастов в музейный вагон летом 2011 года был переделан вагон-сетеизмеритель.
  • В Ташкенте эксплуатация РВЗ-6 была прекращена весной 2008 года. Единственный вагон можно было увидеть в Музее электротранспорта Узбекистана, который находился на территории Трамвайного депо № 2. Но, после закрытия в 2016 году трамвайного движения в городе, судьба этого вагона (как и всего музея в целом) под вопросом.
  • В Уфе эксплуатация вагонов типа РВЗ-6М2 прекращена 19 октября 2009 года. Сохранён один служебный вагон-сетеизмеритель и один вагон поставлен на постамент как памятник.
Как вам? Фото А.Савин
Как вам? Фото А.Савин
Как вам? Фото А.Савин

А вы? Вы катались на РВЗ-6?

PS, Привет хомячку!