Троллейбус для Короля: повседневная работа троллейбусов в столице Саудовской Аравии - городе Эр-Рияд

22 March

Троллейбус модели Viseon LT20 с порядковым номером 5 на эстакаде, связывающей территорию Университета с больничным комплексом
Троллейбус модели Viseon LT20 с порядковым номером 5 на эстакаде, связывающей территорию Университета с больничным комплексом

В современном мире осталось не так много мест, куда трудно попасть. В транспортном отношении одним из таких была троллейбусная линия по территории Университет медицинских наук имени Короля Сауда бин Абдулазиза в столице Саудовской Аравии – городе Эр-Рияде. В начале марта мне удалось посетить эту систему, проехаться на троллейбусах и осмотреть гараж по обслуживанию машин.

На фоне городских легковых машин троллейбус в Эр-Рияде напоминает космический корабль
На фоне городских легковых машин троллейбус в Эр-Рияде напоминает космический корабль

Основная часть туризма в Саудовской Аравии по-прежнему включает в себя религиозное паломничество. В декабре 2013 г. Саудовская Аравия впервые в своей истории объявила о намерении начать выдачу туристических виз. До осени 2019 г. получить визу было по-прежнему трудно. Фактически турреволюция произошла несколько месяцев назад, когда для оформления документов необходимы лишь деньги, билеты и Интернет. Электронную визу зимой 2019-2020 гг. я оформил за 5 минут. За два дня до моего вылета в Саудовскую Аравию мир захлестнула тревога, связанная с распространением коронавируса COVID-19. Власти королевства стали ограничивать въезд иностранцев, а те немногие туристы, которые сумели проехать в начале марта рассказывали о многочасовых переговорах с пограничниками и непонятных порядках пропуска. Несмотря на высокую вероятность получить отказ на въезд в страну, я решил лететь туда и пытаться проехать в Эр-Рияд.

Университет медицинских наук им. Короля Сауда бин Абдулазиза (KSAU-HS) официально основан в 2005 г. Главный кампус находится в Эр-Рияде с двумя дополнительными кампусами в городах Джидде и Аль-Ахса. В главном кампусе в Эр-Рияде расположены семь колледжей: медицинский, стоматологический, фармацевтический, колледж общественного здравоохранения и медицинской информатики, колледж прикладных медико-санитарных наук, колледж сестринского дела и колледж науки и здравоохранения. Официальное открытие кампуса в Эр-Рияде состоялось 23 апреля 2013 г. Его дизайн представляет собой микс современной и исламской архитектуры. Корпуса и общежития окружены большой ландшафтной зоной, между которой проложен маршрут троллейбуса. Его длина 4 км, вдоль которых установлено 10 станций со специальными павильонами ожидания, где организованы комфортные условия ожидания транспорта. Трасса соединяет территории нового университетского кампуса и больничный комплекс. Въезд машин, а также вход людей на территорию университетского городка осуществляется через специальные посты. Троллейбусы с территории университета к больнице проезжают по эстакаде.

Остановка троллейбуса с расположенными крытыми терминалами
Остановка троллейбуса с расположенными крытыми терминалами

Внутри терминала установлен монитор с информацией о движении, а также кресла и автоматы по продаже еды
Внутри терминала установлен монитор с информацией о движении, а также кресла и автоматы по продаже еды

Генеральным подрядчиком строительства транспортного комплекса на территории университета правительством Саудовской Аравии была назначена испанская компания SICE-Group. Электрооборудование по субподряду поставляла компания АВВ. Движение обеспечивают три подстанции вырабатывающие напряжение в 750В, однако на сегодняшний день оно понижается до 600В.

Подвижной состав поставила немецкая компания VISEON. Двенадцать сочлененных 19-ти метровых троллейбусов модели VISEON LT20 были доставлены в Эр-Рияд в ноябре 2011 г. Их пробный пуск состоялся 19 ноября 2012 г. Ещё один троллейбус, тринадцатый по счету компания VISEON подарила университету бесплатно. Специальная отделка салона, где установлены кожаные кресла, мониторы, столы для переговоров, мини бар, а также другие опции, призванные обеспечить комфортную поездку высокопоставленным гостям.

Днем на маршруте работает от 5 до 7 троллейбусов
Днем на маршруте работает от 5 до 7 троллейбусов

Кампус, линия троллейбуса и гараж по их обслуживанию находится на востоке Эр-Рияда, куда не ходят городские рейсовые автобусы, а между этим районом и остальной частью столицы раскинулась бескрайняя желтая пустыня. Поездка сюда возможна лишь на такси, водители которых с удивлением смотрят и спрашивают о цели визита, так как в университете не учатся иностранцы, а в расположенной по соседству больнице могут лечиться только подданные королевства. Выйдя за несколько километров до университета я принялся искать линию троллейбуса, которую вскоре обнаружил по знакомым нам толстым опорам и растяжкам. По полностью выделенной полосе, троллейбусы работают с интервалом 5 минут ежедневно кроме пятницы и субботы с 7:00 до 19:00. В дни мероприятий выпуск на маршрут составляет 8 машин, в обычные дни 6. Проезд бесплатный. Время поездки с учетом остановок из одной точки в другую составляет 10 минут. Вход для мужчин во вторую дверь, для женщин в третью. Первая дверь предназначена для водителя. Переход мужчин в женскую часть салона и наоборот - не разрешен. Управляют троллейбусами исключительно граждане Филиппин. В Саудовской Аравии местные жители уже давно не работают на такого рода работах, отдавая эту нишу приезжим. Никаких спецчастей на контактной сети в виде стрелок, пересечений и крестовин нет. Замкнутая линия имеет два круга, несколько «кривых» вдоль трассы и места для автоматической установки токоприемников на провода при выезде из парка.

Въезд в троллейбусный парк
Въезд в троллейбусный парк

Троллейбусный парк, площадью 31 000 м2 расположен в 300 м. к востоку от первой станции. Дорога к нему огорожена забором с колючей проволокой и двумя постами охраны. На территории парка имеется гараж для хранения троллейбусов, здание для текущего ремонта и мойки, а также вспомогательный корпус. От парка до маршрута троллейбусы едут на автономном ходе, работа которого осуществляется за счет дизельного двигателя.

За прошедшие семь лет с момента открытия этого троллейбусного хозяйства, сами машины, контактная сеть и условия работы транспорта по-прежнему отвечают самым высоким мировым стандартам. Подавляющему числу городов мира пока еще недостижим уровень Эр-Риядского троллейбуса по комфорту и концепции обслуживания.

На территории троллейбусного парка
На территории троллейбусного парка
Троллейбус для VIP персон. Его салон отличается улучшенной отделкой, мини-бором и прочими специальными возможностями.
Троллейбус для VIP персон. Его салон отличается улучшенной отделкой, мини-бором и прочими специальными возможностями.

#троллейбус #саудовскаяаравия #Эррияд #городскойтранспорт