"Для чего учить логарифмы, синусы, косинусы? Разве это пригодится?" А для чего вообще знания?

Когда-то, в еще совсем юные-юные годы прочитала у Конан Дойла примерный диалог:

"-...Земля вращается вокруг Солнца..

- А мне видится, что Солнце вращается вокруг Земли?

- Как!? Холмс, Вы не знаете, что Земля вращается вокруг Солнца?!

- Дорогой Ватсон, в моей жизни ничего не изменяется от того, что я буду знать что вокруг чего вращается Земля вокруг Солнца или Солнце оббегает Земли-в моей работе эти знания не пригодятся..." И дальше еще рассуждение о том, что человеческий мозг словно чердак и можно тащить туда все что попало, а можно только нужное.

Этот диалог очень хорошо отпечатался в моем тогда еще неокрепшем сознании и с юношеским максимализмом и бравадой я цитировала его, если вдруг кто-то из взрослых удивлялся "как? ты не знаешь столицу Колумбии/ автора "Обломова"/ путаешь Жукова с Кутузовым?"

А будучи старшеклассниками сколько мы возмущались тому, что мы лишь тратим свое драгоценное время на изучение того, что не пригодилось нашим родителям и навряд ли пригодится нам, вот зачем учить логарифмы, площадь трапеций, формулы по физике, а таблица Менделеева так вообще зачем нам, школьникам? Зачем нам изучать периоды полураспада, количество электронов, валентность и прочее. Ну зачем нам это? Зачееем?

Но слава Богу, с возрастом я осознала важность этих знаний. даже больше--я поняла, что именно обладания этими знаниями дают человеку уверенность в том, что он действительно человек разумный. Именно размышления над логарифмами, формулами по физики, химии дают возможность нейронам в головном мозге укреплять и расширять связи благодаря которым человек отличается от той же обезьяны или попугая.

Пару лет назад я думала над открытием курсов для детей и собирала информацию о том, какие именно эксперименты можно проводить с ними для знакомства с окружающим миром. Я думала о том, что нужно начинать с самого начала. А где это начало? Как человек придумал колесо? Здесь будет мне немного сложно объяснить, потому что для ребенка колесо это уже слишком обыденная вещь-сложно вообразить, что можно было жить без колеса...Не, с самого начала будет сложно...

Вспомнила экскурсию в музее Архимеда в Сиракузах

То что нам кажется сейчас обыденным-человек придумал! И как он это придумал?

И ведь практически все дети приходят в этот мир с теми же вопросами, что задавали себе Архимед, Гиппарх, Эвклид, Леонардо да Винчи и другие. У них открыто сознание, они хотят, жаждут познавать именно принцип устройства мира, им действительно важно знать откуда берется ветер, почему на море есть волны, а на озере нет и даже почему если со столика бросить кусок яблока он так быстро полетит вниз и бросать он будет много раз-потому что он знакомится с миром, им интересна истинная причина и некоторые взрослые обрубают эту тягу ответами "потому что потому/потому что так надо/много будешь знать скоро состаришься"

И вот я думала, что можно показать детям: как "получается" дождь, открытие инфракрасного излучения или "прототипа" первого фотоаппарата -камеры Обскура... С мыслями о том, как рассказать, как интересно донести до детей всякие интересности я тогда засыпала и просыпалась. Я стала смотреть на бытовые вещи под новым углом: на лампу: "любопытно, сколько взрослых людей понимает почему при нажатии на выключатель загорается свет?". На мобильный телефон "интересно, все ли взрослые понимают принцип работы сотовых телефонов? Вот как так получается, что один человек говорит фразу другому, находящемуся на расстоянии 6000 км от него, и тот слышит ее мгновенно? " (я сама относительно недавно лишь поискала информацию на эту тему). При взгляде на шкаф подумалось " Вот принцип устройства шкафа, думаю, сможет объяснить каждый психически здоровый взрослый...". На этой мысли я остановилась. Стоп. Шкафы были, наверняка, сотни и тысячи лет назад. Даже когда не было гвоздей, возможно, были какие-то полки из досок, а в пещерах укромные уголки ... Принцип устройства шкафа-примитивен, да, до него тоже нужно было додуматься, но суть не в этом.

Суть в том, что большинство сегодняшних взрослых по умственному развитию совсем не отличаются от тех же пещерных людей. Они знают лишь как устроен шкаф, стол, стул и, возможно, догадываются как была сделана тарелка (но знают ли как получилось стекло?).

И ведь многие не понимают принцип работы холодильника или микроволновки (почему в ней не горячо, а пища разогревается?).

И кто говорит о развитии общества? Развиваются лишь некоторые индивиды, они и тянут типа "цивилизацию" вперед. Все остальные не далеко ушли от пещерных людей, а может, деградировали еще больше - научились нажимать на кнопочки, рычажки и достаточно... Первобытные хотя бы развивали свой мозг тем, что думали как воду собрать, наблюдали как растут растения, какая травка от чего может помочь, как хищников обхитрить...

На сегодняшний день я поменяла свое мнение о нужности знаний, мне кажется, что очень, очень важно знать формулы, интегралы, важно понимать хотя бы самые базовые законы физики и химии, что нужно заставлять себя считать в уме, заставлять себя вспоминать свои же детские вопросы "почему листья осенью желтеют? Из-за какого процесса?".

Нужно периодически проверять "качество" своего мозга, иначе, благодаря тем приборам, которые придумали более разумные люди большинство человечества превратится в скором времени в тех, кто знает лишь как нажимать кнопки (и чем этот человек будет отличаться от обезьяны, которая знает, что если сюда нажать-выпадеn банан, а если нажать на эту кнопку-польется вода, а сюда лучше не нажимать-будет больно), наговаривать голосовые сообщения и думать, что яблоки и помидоры делаются на фабрике.

И еще более разрушительно то, что многие взрослые люди вторят молодым школьникам: "вам главное, научиться писать и читать, все остальное не пригодится". Но эти взрослые совсем не видят того, что уже все больше людей заменяют машины и автоматы. Кассиров, грузчиков, рабочих на фабриках, в Италии уже метро без машинистов, в аэропортах -компьютеры информаторы. И эти все роботы заменяют живых людей! В той же Италии высокий процент безработицы и сколько машинистов лишились своих мест? Ведь, возможно, и им говорили в детстве "да, ладно, читать писать научился, водить машину, поезд научишься и будет тебе счастье" и что делать этим безработным? Ругать правительство? Это ведь гораздо проще, чем открыть книгу или тот же интернет и начать получать новые знания...

PS: на всякий случай уточню, что у меня самой много пробелов и в химии и в физике и иногда так хочется снова пойти в 10 или 11 класс и с жадностью впитать все то, что тогда если и входило в одно в ухо, то почти все выходило в другое...Думаю, что дети-это еще один шанс стать разумнее, открывая для них этот волшебный мир. Мозг даже в 30 уже не тот что в 15. И почему мудрость приходит, когда мозг становится слабее? А иногда совсем не приходит? А что есть мудрость? )))Вопросы, вопросы, вопросы :-)

Навигатор по моему каналу