Мифы и легенды о кентаврах

17 September 2018

Кентавры —это самые известные дикие смертные существа мифической зоологии - с головой, руками и торсом человека на теле лошади. Самые древние из известных изображений кентавров встречаются на античных вазах, датируемых шестым веком до нашей эры.

Первые рисунки кентавра изображали его с человеческими ногами, только задняя часть была лошадиной.

Наиболее распространена теория о том, что идея кентавров возникла из первой реакции цивилизованных народов, не знакомых с верховой ездой - на всадников-кочевников скифских или тюркских племен. Именно этим можно объяснить буйный, и свирепый нрав кентавров в легендах и мифах.

Многие греческие писатели и историки, такие как Гомер, Плутарх, Сократ, Птоломей, упоминают кентавров в своих трудах.

Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до нашей эры, по границам своей империи воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них — кентавров.

Но, так как империя касситов прекратила существование к середине XII века до нашей эры, мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.

Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека, но прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века.

Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом. Но скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумали кентавра.

Существо, известное как кентавр, появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до нашей эры и служило духом-хранителем,- главным оружием которого были лук и стрелы.

Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до нашей эры. С Крита кентавр попал в Древнюю Грецию.

Также по античным легендам, кентавры пришли с гор Греции, где их отношения с местными жителями были довольно непростыми. Так как некоторые кентавры были неравнодушны к вину, то быстро впадали в ярость, и не раз воевали с людьми.

Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши — почти всегда лошадиные, а лицо — грубое и бородатое. Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно.

Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса.

Мифы

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц.

Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились дву-природные кентавры.

Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, кентавр Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, а кентавр Фол — сыном Силена.

Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества.

Также есть миф, что кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая их часть была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от Геракла, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода.

Если сам образ кентавров и можно связать с удивлением греков от встречи с конными всадниками, то их мифологическое происхождение эллины придумали сами.

Легенды

Существует несколько легенд того, откуда же повели свой род полулюди-полукони. По одной легенде бог Аполлон свел знакомство с прекрасной нимфой Стильбой. У них родилось два сына: Кентавр и Лапиф. Лапиф был великаном или полудеревом.

Кентавр же тоже вышел искаженным с человеческими головой и торсом и с конскими туловищем и ногами. У обоих было обильное потомство, которое по неизвестной причине стало смертельно враждовать.

По другой легенде Кентавр был сыном Иксиона, сына бога войны Ареса. Иксион оказался на Олимпе благодаря жалости Зевса, там он влюбился в Геру. Несмотря на гневливый характер Зевса, верховный бог не осерчал, а создал из облака копию Геры, назвав ее Нефелой. Вот в браке Иксиона и Нефелы появился Кентавр.

В античные времена кентавры были привычными существами, которые обитали на всей территории Греции. Позже ареал обитания кентавров сильно сократился, считалось, что они сохранились только в греческих горах северной Фессалии и Эпире.

Одни из последних сведений о кентаврах датируются 9 веком нашей эры, но мифические существа не исчезли, а просто научились хорошо прятаться. У смертных кентавров был один большой общий недостаток - им нельзя было употреблять алкогольные напитки.

Во хмелю получеловек-полуконь становился неуправляемым, буйным и свирепым. В то же время они считались честными и прямодушными, хотя встречались и коварные особи.

Очень хороши кентавры были в военном деле, отличались превосходной физической силой, скоростью, мобильностью, были мастерами лука и копья. В качестве защиты они использовали только щиты, а из одежды признавали только плащи.

Кто такие кентавры?

Представьте себе, что вы живете сотни лет тому назад и никогда не видели ни единой лошади. Вдруг вам попадается на глаза всадник, словно приросший к своему скакуну, который с легкостью перепрыгивает через канавы и изгороди или несется галопом по равнине.

Вполне возможно, что вам пришло в голову, будто человек и конь — это единое существо! Так думали и некоторые индейцы, когда увидели впервые испанских всадников.

В древности в горах Фессалии в Греции жили люди, охотившиеся верхом на диких быках. Они были такими прекрасными наездниками, что жители окружающих регионов стали искренне верить, будто их соседи — странные существа, полулюди-полулошади. Отсюда и возник миф о кентаврах.

Кентавры в греческой мифологии являлись как раз такими «человеко-лошадьми», жившими в горах Фессалии и Аркадии. Они вели привольную и дикую жизнь, поэтому великий древнегреческий поэт Гомер назвал их «дикими зверями».

Наверное, никто уже не спорит с тем, что любые предания и мифы основываются на каких-то реальных событиях. Это же касается и мифов Древней Греции. Например, упоминания в них о кентаврах в описании подвигов Геракла -( "Истории Древней Греции", "Герои Эллады").

Чтобы понять это, нужно разобраться, кто же такие кентавры? Обычно их изображают полуконями-полулюдьми, дикими и одинокими обитателями лесов и гор. Странный их вид приводит в недоумение, ведь ни одного скелета таких существ не обнаружено.

Что вообще может роднить кентавров с конями - кроме внешности? У них намного больше общих черт с людьми. Они, как люди, едят мясо, пьют вино, знают лекарства из трав, пользуются огнем. И говорят они не на своем языке, а на человеческом.

Так что эти существа - люди по сути своей. А вид их свидетельствует о какой-то национальной или профессиональной особенности. Совершенно очевидно, что это образ всадника, в котором слиты в единое целое два существа: конь и человек.

Т.е. кентавры - порождение мифологического сознания. Это люди, для которых коневодство - основное занятие, можно сказать, смысл существования. Сидя верхом, они чувствуют себя наиболее естественно, в родной стихии.

Древние греки, впервые увидевшие всадника, посчитали его новым, неизвестным для них существом - человеко-конем.

А что говорит наука?

Интересные вещи рассказал специалист по мифологии-кандидат исторических наук А. Гурьев:

"В древние времена содомия - интимная связь людей с животными - считалась делом обычным. Многие народы даже верили, что произошли от животных. Например, тибетцы своим предком считали обезьяну, индусы - лошадь, жители Таиланда - пса.
Вообще древние греки и римляне, если верить историческим источникам, без содомии жить не могли. Греческий ученый Талес, как утверждает предание, советовал своему господину Периандру не доверять овец неженатым пастухам, если он хочет избежать рождения кентавров.
Римский поэт-сатирик Ювенал писал, что «римские женщины нередко обнажали ягодицы перед ослами, завлекая их на половую половую связь». В Египте такие связи являлись частью церемонии культа плодовитости.
Оказывается, даже ни одно сражение в те времена не обходилось без стада мелкого рогатого скота - овец или коз. Эти безропотные животные служили воинам не только пищей, но и объектами любви.. Удовлетворение солдат при помощи животных признавалось меньшим злом, чем пользование услугами проституток."

Серьезные ученые - Парацельс, Кардано, знаменитый итальянский акушер XVI века Лицети - несколько раз фиксировали случаи рождения животными человеческих детей и женщинами - зверей или гибридов.

В серьезных специализированных изданиях стали появляться сообщения об экспериментах генетиков. В пробирках им удавалось получать так называемые химеры - зародыши, у которых часть клеток были человеческими, а часть звериными - мышиными, овечьими, обезьяньими...

И кто знает, может быть, люди с такими мутациями жили во все времена? Примеры рождения людей-зверей можно найти в некоторых медицинских книгах XIX - XX веков.

Например, известный теолог Сетлер в 1940 году утверждал, что уроды могут быть результатом сексуального союза человека и зверя. В конце прошлого века некоторые британские исследователи описывали случаи сожительства негритянок с гориллами. Их дети выполняли несложную домашнюю работу и даже могли немного говорить.

не забудьте подписаться на мой канал, поставить лайк и поделиться с друзьями в соц сетях