Под моей недавней статьей "Камни, которых нет" разгорелся нешуточный спор о черных бриллиантах.
Я написала, что такие экземпляры ужасно дороги, поэтому на массовом рынке - черные бриллианты не природные, а облученные. А мне стали отвечать в комментах, что черные бриллианты вообще не пользуются популярностью и стоят в разы дешевле бесцветных.
Так кто же из нас прав? Давайте разбираться)
В природе встречаются два типа натуральных черных алмазов: собственно черные алмазы и карбонадо.
Карбонадо
Карбонадо - это не совсем алмаз) Это природный сгусток алмазной пыли, смешанной с графитом и аморфным углеродом.
Внешне он больше всего похож на обычный уголь, от чего и получил свое название (карбо - уголь).
Кардбонадо не встречается в кимберлитовых трубках, в которых встречаются обычные алмазы. Этот минерал добывают только в Бразилии и ЦАР, но находили его и на склонах Авачинской группы вулканов Камчатки.
Есть даже версия, что карбонадо имеет внеземное происхождение и представляет собой звездную пыль.
Карбонадо состоит из множества мелких черных алмазных зернышек, а потому не обладет ни блеском, ни прозрачностью. Кроме того, из-за такой струткуры он очень хрупок и потому не поддается огранке. Его можно только шлифануть.
Между тем, карбонадо так же прочен, как и обычный алмаз, поэтому его используют в технических целях.
Причем, посколько карбонадо - редкая вещь (за 200 лет найдено только 3000 экземпляров), стоит он довольно дорого, и весьма ценен для коллекционеров.
Вот так выглядит карбонадо.
Черные алмазы
Черные алмазы имеют то же просихождение, что и бесвецтные, а их необычная окраска обсуловлена включениями гематита и графита.
Черные алмазы обычно неоднородны и пористы, а потому не поддаются огранке и становятся техническими.
Впрочем, иногда их все же гранят. Как правило, это очень мелкие минералы, массой до 0,3 карата. И стоят такие камни на 20-30% дешевле своих бесцветных собратьев (раньше цены были еще ниже, пока не появился Фаваз Груози, но об этом ниже)).
Однако в мире известно 300 экземпляров крупных, равномерно окрашенных и полупрозрачных черных бриллиантов, чья стоимость может достигать от 3 до 11 тысяч долларов за карат!
К таким относятся Черный Орлов и Дух де Гризогоно.
Кстати Черный Орлов камень скорее темно-серого, стального цвета, чем насыщенного черного.
Как черные бриллианты стали популярными?
Как я уже писала выше, черные алмазы сложно гранить, да и найти непросто. Поэтому долгое время ювелиры обходили их стороной.
Собственно, до середины XX века широко были известны только два крупных черных бриллианта: Черный Орлов и Корлофф Нуар, и то с довольно мутными историями... Ну и раз в год появлялось пару украшений, в основном, мужских.
Все изменилось, когда в 1993 на рынке возникла новая ювелирная компания Де Гризогоно (да, один из самых крупных черных бриллиантов назван в честь нее).
Создал бренд известный юелирный менеджер Фаваз Груози.
Груози личность в ювелирном бизнесе легендарная, потому что он никогда не был ювелиром, зато был хорошим маркетологом и менеджером. И в этом качестве успел поработать с большими брендами Harry Winston и Bulgary, пока не решил основать свой.
И поскольку Груози ювелиром не был, то и думал он не как ювелир) Он понял, что может продвинуть свой бренд только в том случае, если будет отличаться от признанных монстров.
Сначала он решил отказаться от модного тогда минимализма в пользу массивности, блеска, избыточности и излишества) То, что казалось пошлым, он превратил в стильный китч и оду эпикурейству.
А потом Груози обратил внимание и на черные бриллианты. Почему это произошло точно не известно, по одной версии, ювелирный менеджер купил партию дешевых черных бриллиантов по случаю и решил сбыть с рук подороже. А по другой - Груози попался на глаза каталог аукциона Sotheby's с тем самым Черным Орловом. Его как раз выставили на продажу в 1995.
Так или иначе, примерно в 1995-1996 Де Гризогоно стала создавать украшения с черными бриллиантами на заказ. Одним из первых было кольцо с крупной жемчужиной, обрамленной черными бриллиантами на 17 карат.
А с 1997 года компания официально объявила о старте более массовых продаж украшений с черными бриллиантами. Флагманом этой коллекции стали часы Рiссоlinа, буквально, усыпанные черными бриллиантами.
Грамотный маркетинг и пиар превратили черные бриллианты в мировой тренд и увеличили цены на них в несколько раз.
Позже Груози ввел моду и на кожу ската, и на черное (с примесью кобальта) и шоколадное (с примесью меди и особого химического состава) золото. Но именно черные бриллианты стали основной фишкой бренда Де Гризогоно.
Черные бриллианты на массовом рынке
Украшения от Де Гризогоно были эксклюзивными и очень дорогими (сейчас бренд разорился), позволить их могли не только лишь все. Но черные бриллианты стали модными и заполучить их хотели и представительницы среднего класса.
Поскольку спрос рождает предложение - более скромные бренды тоже занялись черными бриллиантами. Но заниматься природными камнями такого цвета в этом ценовом сегменте нерентабельно. Качественные камни стоят дорого, а с некачественными - уж очень много возни.
Поэтому до черного цвета стали облучать желтые и коричневые камни, а также камни "пике" (с единичными вкраплениями графита).
В черные бриллианты сейчас превращаются мутные, загрязненные и бесперспективные камни. Это обеспечивает выгодную продажу неликвида, а всем желающим дает возможность прикоснуться высокому)
Конечно, такие "черные бриллианты" стоят в разы меньше своих нечерных собратьев.
Если подвести итог, то черные бриллианты могут быть и очень дорогими, и очень дешевыми. Все зависит от их происхождения и качества, впрочем, как и всегда)