MILITAN
15 513 subscribers

Миссия гидросамолета "Бэби Клиппер", который первым взлетел после нападения на Перл Харбор

3,9k full reads
6,9k story viewsUnique page visitors
3,9k read the story to the endThat's 56% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Когда начали падать первые японские бомбы, энсин Уэсли Х. Рут из 1-й метеорологической эскадрильи ВМС США (VJ - 1) завтракал в столовой на базе Форд — Айленд в казармах для холостых офицеров. Он спокойно наблюдал, как первая волна японских самолетов снизилась к гавани. Рут подумал, что это очередная имитация атаки на флот летчиков Корпуса морской пехоты США. Однако он быстро понял, что это была настоящая атака, когда первые самолеты начали сбрасывать бомбы на базу ПВО.

Энсин - младшее офицерское звание вооруженных сил США.

Схватив кепку и пальто, он бросил свой завтрак и побежал через вестибюль, попутно помогая нескольким гражданским, которые забежали внутрь в поисках укрытия. Добежав до автостоянки, он запрыгнул в свой личный автомобиль с откидным верхом и помчался на аэродром.

USS West Virginia
USS West Virginia
USS West Virginia

Тогда он подумал, что это его путешествие в один конец. Ведя машину, он осматривал небо, японские самолеты снова и снова атаковали стоящие на якоре многочисленные корабли ВМФ.

Он почувствовал себя беззащитным и понимал риск попасть под обстрел истребителей, но японцы были сосредоточены на линкорах в гавани. Они либо не замечали, либо не захотели гнаться за единственной движущейся машиной, которая мчалась по одной из немногих дорог от острова к базе. Когда он оказался на взлетно-посадочной полосе, именно в этот момент линкор USS Arizona (BB-39), получил прямое попадание японской бомбы.

Пять малоизвестных фактов о линкоре "Аризона", который лежит на дне бухты "Перл-Харбор"

Бомба попала в палубу квартердека и взорвалась в глубине корпуса корабля. Хлопья сгоревшего пороха осыпались дождем на машину Рута, потом он скажет - "как снег". Подъехав к одному из ангаров эскадрильи он направился в дежурную комнату эскадрильи. Последовал поспешный предполетный инструктаж.

Миссия гидросамолета "Бэби Клиппер", который первым взлетел после нападения на Перл Харбор

Вскоре была собрана команда и вместе с ней Рут помчался к одному из гидросамолетов Sikorsky JRS-1.

Sikorsky JRS-1 это военная версия гражданского гидросамолета Sikorsky S-43 "Baby Clipper".

Наспех собранный экипаж состоял из шести человек: он сам, второй пилот, радист и трех матросов, на которых была возложена обязанность наблюдателей для поиска японского флота.

Гидросамолеты 1 -й метеорологической эскадрильистояли рядом со взлетно-посадочной полосой. Они были довольно заметны, блестящий серебристый фюзеляж, а крылья и хвостовое оперение выкрашены в ярко-оранжевый и желтые цвета. Сделано это для того, чтобы гидросамолеты можно было легко заметить издалека во время выполнения фото-миссий.

Весь экипаж, кроме энсина Рута, были рядовыми, их набрали из тех, кто смог пробрался на аэродром. Постепенно другие экипажи гидросамолетов прибывали на остров Форд и в течение нескольких часов все десять летающих лодок JRS-1 были в воздухе. На них возлагалась миссия по поиску вражеского флота.

Когда энсин Уэс Рут готовил самолет ко взлету, к ним прибежал командир "сестринской" эскадрильи VJ-2, который раздал каждому члену экипажа винтовки M1903A3 Springfield и немного боеприпасов. На борту JRS-1 не было вооружения, они выполняли задания под прикрытием самолетов или по ночам. А с винтовками на борту они больше не были “безоружными”. Сомнительное вооружение против любого из японских самолетов. Конечно же никто из экипажа не питал иллюзий относительно возможности успешного использования своего вооружения.

Перед экипажем стояла задача выполнить поисковую миссию, сначала направившись на север на 250 миль, затем повернуть на восток, проследовать 10 миль и развернуться на остров Оаху. В тот момент они еще не знали, что японский флот находился точно по их курсу, в 220 милях севернее острова Оаху.

Рут поднял свой гидросамолет в воздух и направилась на север, а японский флот двигался на юг, сокращая расстояние для возвращающихся самолетов. Некоторые из японских штурмовиков двигались практически тем же курсом, что и гидросамолет Рута, направляясь к своим авианосцам.

Миссия гидросамолета "Бэби Клиппер", который первым взлетел после нападения на Перл Харбор

Единственной надеждой Рута избежать обнаружения, было прятаться под разорванным слоем облаков на высоте 1000 футов. Он держался прямо под облаками, пока наблюдатели искали японцев в море, планируя нырнуть в облака при любом контакте с противником.

В течение чуть более двух с половиной часов самолет летел по проложенному курсу на скорости в 95 узлов, достигнув точки в 250 миль самолет повернул на восток и пролетел еще 10. Пришло время поворачивать обратно на юг.

Чего он никто не знал, так это того, что японский флот был всего в 30 милях к западу от его поискового маршрута, прямо параллельно тому месту, где он повернул на восток. Если бы вместо этого ему было поручено повернуть на запад, скорее всего он влетел бы в гущу японского флота, когда тот восстанавливал самолеты после нападения на Перл-Харбор. Но ни японцы, ни экипаж энсина Рута не заметили друг друга.

После дозаправки на острове Оаху, гидросамолет Рута вернулся в Перл-Харбор, якорная стоянка, да и вся гавань была усеяна потопленными и поврежденными линкорами, крейсерами и вспомогательными судами. Перед экипажем развернулась панорама хаоса, на окружавших базу аэродромах горели пожары, а дым застилал горизонт.

Рут повернул свой JRS-1 к единственной свободной взлетно-посадочной полосе и приготовился к посадке. Но при заходе на посадку его обстреляли свои зенитчики - Янки стреляли по всему, что попадалось на глаза! Они продолжали обстреливали все, что летало.

В короткий период после нападения японцев, американскими зенитчиками были сбиты несколько самолетов Военно-морского флота США и армейской авиации. Некоторым повезло и они получили только повреждения при попытке приземлиться. В числе пострадавших были и новые бомбардировщики ВВС США Boeing B-17 "Flying Fortress" ("Летающая крепость"), которые по совпадению должны были прибыть в этот день, после долгого перелета из Калифорнии.

Несмотря на это Уэсли Рут смог благополучно приземлиться. Он сразу же последовал в комнату командира для получения нового задания. Его самолет загрузили глубинными бомбами (единственное вооружение, которое мог нести JRS-1) и вскоре он отправился на поиски японских подводных лодок, однако ни одна не была найдена. Несмотря на все усилия, японский флот ускользнул незамеченным.

Можно только пофантазировать, что было бы, если бы Рут смог обнаружить японский флот. Почти наверняка был бы отдан приказ о немедленной контратаке. Для этого на авианосцах ВМС США имелось несколько сотен американских истребителей и бомбардировщиков. Все авианосцы оказались нетронуты, поскольку находились в море в момент атаки. Контратака нанесла бы некоторый ущерб японскому флоту, но более вероятным кажется, что американцы слабо могли противостоять оборонительному воздушному патрулю японских истребителей. Недооцененный американцами Mitsubishi A6M2 Zero позже преподал им урок, когда летчики ВМС США столкнулись с ними в бою.

Храбрость летного экипажа энсина Рута была полностью признана ВМФ США. За свою первую миссию в тот день, он и остальные пять человек из его экипажа были награждены Военно - морским крестом.

Уэсли Рут пережил войну и дожил до 101 года, а его гидросамолет JRS-1 стоит в музее международного аэропорта Вашингтон-Даллес.

Sikorsky JRS-1
Sikorsky JRS-1
Sikorsky JRS-1

Самолет-амфибия Sikorsky JRS-1 он же "Baby Clipper" ("детская машинка для стрижки волос"), будет отреставрирован и выкрашен в цвета тех дней в Перл-Харборе.

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Приглашаю всех подписаться Инстаграм Real_Militan

Спасибо за внимание и до новых встреч!