87 818 subscribers

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

2,9k full reads
6,5k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 45% of the total page views
8,5 minutes — average reading time

Расселл Смит (Russell Smith) - американский художник, член и действующий президент Американского общества художников-авиаторов. Его работы можно найти во многих, как в государственных, так и в частных коллекциях по всему миру. Расселл удостоен многочисленных наград, включая премию James V Roy за деятельность на ежегодных выставках Американского общества художников-авиаторов в 2007, 2010 и 2013 годах. Его картины завоевали награды на многих национальных и международных выставках, таких как Flying Magazine Horizons of Flight Art и EAA Sport Aviation Art. Работы Расселла Смита украшают обложки нескольких книг по истории авиации.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Dragon Master and Sea Eagles

В середине июля 1914 года, за три недели до начала Первой мировой войны, лейтенант Гюнтер Плюшоу (Gunter Plüschow) получил назначение на Восточно-азиатскую военно-морскую базу Циндао. 15 августа 1914 года Япония направила германскому командованию в Китае ультиматум с требованием об эвакуации немецких войск из бухты Цзяочжоу. Ультиматум был проигнорирован и через восемь дней Япония объявила Германии войну. У немцев в Циндао имелась пара аэропланов Rumpler 1914 model Taubes, но после того, как один из них разбился в результате аварии, лейтенант Плюшоу оказался их единственным пилотом и наблюдателем. Летая в одиночку на своем "Таубе", Плюшоу в период с августа по ноябрь совершил несколько атак на корабли блокирующей эскадры, сбрасывая на них самодельные бомбы и другие доступные боеприпасы, оказав огромную помощь осажденным в крепости войскам. В конце концов, японцы были вынуждены включить в состав артиллерийских батарей зенитные орудия, что значительно замедляло их выдвижение на позиции. Кроме того Плюшоу противостояли восемь японских самолетов, включая четыре больших гидроплана. Впоследствии Плюшоу утверждал, что ему удалось сбить японский Farman MF.7, используя только свой "Парабеллум" и потратив около тридцати патронов. Считается, что это была первая официальная воздушная победа на Тихом океане.

6 ноября, накануне сдачи, Плюшоу вылетел из обреченной крепости на нейтральную территорию. В тот же день он сжег свой самолет, чтобы тот не достался японцам. Вскоре Плюшоу добрался до Шанхая, откуда он на пароходе переправился в Сан-Франциско. В 1916 году, после долгих приключений (Плюшоу - единственный немецкий военнопленный, которому когда-либо удавалось совершить побег из лагеря в Великобритании) он вернулся в Германию, где был назван "героем Циндао". После войны Гюнтер Плюшоу стал известным пилотажником, исследователем Патагонии и писателем. Он погиб в авиакатастрофе в 1931 году во время очередной экспедиции в Южную Америку.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Dragon Master and Sea Eagles

Uncle Sams Boys

Пожалуй, самой известной американской эскадрильей Первой мировой войны была 94-я авиационная эскадрилья. Знак подразделения, "Шляпа дяди Сэма" внутри красного круга, принес ему прозвище Hat-In-The-Ring. В USAS 94 летали несколько самых выдающихся пилотов Америки, в том числе Рауль Люфбери, к тому времени успевший прославившийся в составе "Эскадрильи Лафайет" и Эдвард Рикенбакер, который к концу войны считался самым результативным американским асом.

В качестве одной из четырех эскадрилий, составляющих первую группу преследования, 94-я прибыла во Францию в начале 1918 года. В течение первых нескольких месяцев службы подразделение было оснащено самолетами Nieuport 28, одним из лучших истребителей союзников. Однако в июле 1918 года из-за проблем с конструкцией крыла у "Ньюпорта" эскадрилью перевооружили на SPAD XIII, на которых она летала до конца войны.

На картине "Мальчики дяди Сэма" изображены: лейтенант Дуглас Кэмпбелл, 6 побед ("Белый 10", N6164); Лейтенант Эдвард Рикенбакер, 26 побед (это также может быть майор Джон Хаффер, поскольку оба летали на самолете N6169); Лейтенант Джеймс Мейснер, 8 побед ("Красный 14", N6144); Рид Чемберс, 7 побед ("Белый 11", N6179).

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Uncle Sams Boys

Home Field Advantage

На картине изображена победа лейтенанта Дуга Кэмпбелла, вошедшая в историю как первая официальная победа знаменитой эскадрильи USAS 94 (Hat-In-The-Ring). Бой произошел 14 апреля 1918 года прямо над аэродромом эскадрильи в Генгулте и был хорошо задокументирован. Жертвой Кэмпбелла стал Pfalz DIII из Jasta 64 с красно-черными полосами на хвосте, который разбился примерно в ста метрах прямо за ангарами 94-й. Интересно, что в середине апреля 1918-го на машину Кэмпбелла все еще нанесены французские кокарды и хвостовые полосы.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Home Field Advantage

Yellow Jackets

Весна 1918 года. Трипланы Fokker Dr.I из эскадрильи Jasta 27. Маркировка самолетов включала желтые капоты двигателей, колпаки колес, стойки крыла и заднюю часть фюзеляжа. Ведущий самолет принадлежит лейтенанту Рудольфу Климке, чьей личной эмблемой был большой якорь. Пилот второй машины неизвестен, но её маркировка уникальна - большая буква "V" с тремя маленькими желтыми звездами. Слева внизу изображен триплан с белыми отметинами, принадлежащий оберлейтенанту Герману Герингу, на тот момент командиру штаба Jasta 27.

На картине компоновка аэродрома Halluin-Ost была слегка изменена для того, чтобы сделать композицию сильнее.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Yellow Jackets

By the Dawns Early Light

"Ранний свет рассвета" - это дань уважения людям и машинам из знаменитой "Эскадрильи Лафайет". В утреннем патруле над Западным фронтом где-то осенью 1916 года изображены три самых известных пилота эскадрильи - Люфбери, Тоу и Хилл.

Lafayette Escadrille был сформирован в апреле 1916 года, еще до вступления США в Первую мировую войну. Это было уникальное подразделение: французская эскадрилья, почти полностью укомплектованная американскими добровольцами. Эскадрилья летала на нескольких типах истребителей и была официально известна как N124 (в течение периода, пока летала на "Ньюпортах") и SPA124 (в течение периода, когда летала "Спадах"). Машиной, которая чаще всего ассоциируется с "Эскадрильей Лафайет", был Nieuport 17 - усовершенствованная версия более ранних Nieuport 11 и 16. Истребитель нес пулемет "Викерс", приспособленный для стрельбы через диск пропеллера и пулемет "Льюиса", установленный на верхнем крыле. Тканые поверхности самолета обычно покрывались алюминиевой краской, придавая машине серебристый вид.

На переднем плане самолет Nieuport 17 (N1844) Рауля Люфбери, самого результативного и самого известного аса эскадрильи (17 побед). Люфбери очень заботился о своей машине и его истребитель всегда был лучшим в эскадрилье. Как отметил один из пилотов, Эдвард Хинкль: "Лучше долго летать на потрепанной машине Люфбери, чем в любое время иметь возможность получить новую". Возглавляет патруль лейтенант Уильям Тоу (N1803) - один из основателей "Эскадрильи Лафайет". Ему приписывают авторство эмблемы подразделения - знаменитую голову индейца из племени семинолов. Ниже Люфбери летит самолет Дадли Хилла (N1950). Хилл был двенадцатым добровольцем в эскадрилье и был слеп на один глаз, но тем не менее сдал экзамены, запоминая карту наизусть. Он был одним из лучших пилотов и имел самый большой налет среди летчиков эскадрильи.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

By the Dawns Early Light

Löwenhardt

Самолет на картине - легендарный желтый Fokker DVII оберлейтнанта Эриха Лёвенхардта (Erich Löwenhardt), командира Jasta 10 из состава Jagdgeschwader 1, третьего по числу побед немецкого аса Первой мировой войны после Манфреда фон Рихтхофена (80) и Эрнста Удета (62).

Левенхардт был агрессивным и опытным бойцом, чей счет неуклонно рос. Свою первую победу он одержал 24 марта 1917, а в конце мая 1918 года, после двадцати четырех побед, он получил высшую награду Германии - орден "За заслуги" (Pour le Mérite, неофициально называвшийся "Голубой Макс"). Летая на новейшем Fokker D.VII, Лёвенхардт записал на свой личный счет еще восемь машин в июне и не менее шестнадцати в июле. 10 августа 1918 года в районе города Шольн Эрих Левенхардт провел воздушный бой с британским истребителем и сбил его, доведя свой победный счет до пятидесяти четырех вражеских самолетов. После выхода из боя самолет Левенхардта столкнулся с сопровождавшим его истребителем Альфреда Венца из Jasta 11. Оба пилота выпрыгнули с парашютами. Венц приземлился удачно, а у Лёвенхардта не раскрылся купол и он разбился, упав с высоты 12 000 футов.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Löwenhardt

Clairmarais Camel

На картине "Верблюд из Клэрмариса" изображен истребитель Sopwith Camel под номером B'7407 из состава 54 SqRAF, заходящий на посадку на аэродром Клэрмариса 23 апреля 1918 года. В тот день лейтенант Р.Т.Т. Уоринг разбил этот самолет при приземлении, но сам уцелел. Картина была заказана внуком Уоринга.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Clairmarais Camel

Lesson from the Master

"Урок от Мастера" - это описание знаменитого воздушного боя Эрнста Удета (на его счету 62 победы) и Жоржа Гинемера (54 победы). Оба были одни, когда встретили друг друга в небе. Завязалась схватка, которая длилась несколько минут. После долгого противостояния Удет, наконец, поймал самолет Гинемера в прицел, но его оружие заклинило. Будучи полностью беззащитным в тот момент, Удет уже считал себя "Сидячей уткой". Он бил свои пулеметы кулаками, пытаясь оживить их, все время ожидая смертельного выстрела от Гинемера. К его удивлению, случилось неожиданное.

"На мгновение я отпустил палку (имеется ввиду управление) и начал колотить по пулемету двумя кулаками - примитивный прием, но иногда это срабатывало. Гинемер наблюдал сверху и он, должно быть, видел все это и знал, что со мной происходит. Я - беспомощная жертва. Он снова приближается ко мне, а затем почти переворачивает свою машину на спину, протягивает руку и слегка машет мне. Затем "ныряет" в западном направлении и уходит в сторону своих позиций. Я лечу домой. Я оцепенел ".

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Lesson from the Master

Desperate Maneuvers

Всю последнюю неделю августа 1917 года воздушная активность была низкой из-за нелетной погоды. Едва распогодилось, Отто Фукс использовал эту возможность для ознакомительного полета в районе позади линии фронта с недавно переведенными в его Jagdstaffel 35 пилотами: лейтенантом Рудольфом фон дер Хорстом и лейтенантом Куртом Катценштейном. Фукс летел на Albatros D.V с нанесенной на борту красной литерой F в качестве его личной эмблемы.

Впоследствии Отто Фукс вспоминал: "Когда мы достигли нужной высоты, полет становился все более и более неприятным. Сильные порывы ветра и постоянно темнеющее небо предупреждали о надвигающемся летнем шторме. Я беспокоился о двух моих неопытных пилотах и решил снизиться с высоты 3000 метров и вернуться в Фалемпин. Внезапно черный слой облаков разорвался, появилось солнце и я заметил прямо над нами группу английских истребителей, которые, очевидно, тоже возвращались домой из-за шторма. Имея преимущество в высоте англичане немедленно атаковали нас с пикирования. Поскольку я летел выше обоих новичков и прикрывал их, двое британцев первым атаковали мой самолет и началась карусель. Кромка облаков угрожающе приближалась, но преследователи заставляли меня спускаться все ниже и ниже. Я пытался уклоняться от них, находясь под постоянным огнем, пока, наконец, не оказался на высоте верхушек деревьев. Снова и снова сильные порывы ветра сносили мой "Альбатрос" на несколько метров, так что я боялся врезаться в дерево или в здание. Моя машина уже получила несколько попаданий, когда вдруг передо мной появилась туманная стена дождя. Это было моим спасением: я влетел прямо в стену дождя и сразу взял рычаг на себя, чтобы не врезаться в какую-нибудь башню или в дерево. Под проливным дождем я заметил подо мной какой-то луг и приземлился на нем. При этом мой "Альбатрос" получил значительные повреждения".

Когда Отто Фукс вернулся в Фалемпин, мокрый и покрытый грязью, он с облегчением обнаружил, что два его товарища тоже уцелели в этом воздушном бою. Курт Катценштейн приземлился на аэродроме с несколькими пробоинами в своей машине, в то время как Рудольф фон дер Хорст был вынужден совершить аварийную посадку с остановившимся двигателем. После этого случая Отто Фукс решил больше не использовать литеры в качестве личной маркировки.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Desperate Maneuvers

Drachen Slayer

Одной из самых загадочных личностей Великой войны был уроженец Аризоны Фрэнк Люк. За прошедшее столетие вокруг его имени было проведено много исследований и создано много мифов. Но один факт выделяет Фрэнка Люка среди прочих пилотов той войны: все свои восемнадцать подтвержденных побед он одержал в период с 12 по 29 сентября 1918 года - восемнадцать побед за восемнадцать дней! Еще более невероятным является тот факт, что четырнадцать из них - это уничтоженные аэростаты - тяжело защищенные воздушные цели, считавшиеся у большинства пилотов самыми сложными для атаки. Многие из асов с самым высоким рейтингом часто избегали эти цели, однако Фрэнк Люк, кажется, выбирал в качестве своей жертвы именно их.

В начале войны немцы использовали аэростаты, известные как Drachen, однако, даже после перехода на более современную модель, все немецкие аэростаты называли этим именем. На картине "Убийца драконов" изображена шестая победа Фрэнка Люка над наблюдательным аэростатом над городом Шомон 15 сентября 1918 года. Истребитель Люка - SPAD XIII, No.S15202. Самолет носил номер "26", нанесенный на борта и на верхнее крыло, а также орла - эмблему 27-й авиаэскадрильи.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Drachen Slayer

The Stand

В течение девяноста лет обстоятельства гибели лейтенанта Фрэнка Люка оставались загадкой. Историк Стивен Скиннер подробно исследовал этот вопрос и собрал воедино найденные им доказательства. По его утверждениям, ближе к вечеру 29 сентября 1918 года, лейтенант Фрэнк Люк сбил два немецких воздушных шара возле города Мюрво. Погода была плохой и низкие облака удерживал Люка возле самой земли. После того, как он облетел город и повернул назад к союзным линиям, его самолет был сбит зенитным огнем. Смертельно раненый Люк посадил свой SPAD XIII на поле в холмах за пределами Мюрво, и все еще находясь под обстрелом, сумел выбраться из самолета и направился к ручью, протекавшему в ста ярдах от места посадки, где вскоре умер от потери крови.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

The Stand

Feeding on the Legend

Манфред Альбрехт фрайхерр фон Рихтхофен, самый результативный летчик-истребитель Первой мировой войны (на его счету 80 побед), был сбит 21 апреля 1918 года над холмами Морланкур, в районе реки Соммa, скорее всего, австралийскими зенитчиками.

Последнее приземление Рихтхофена было чем-то средним между очень грубой посадкой и падением. Свидетели описывали, что пилот ввел самолет в боковое скольжение, как будто пытался приземлиться, но затем в последний момент резко пошел вниз. После удара об землю машина подпрыгнула на несколько футов, прежде чем окончательно остановилась. Шасси триплана было сорвано, сломан пропеллер и разбиты крылья с левой стороны. По словам Эрнеста Тикросса, одного из тех, кто первым добежал до самолета Рихтгофена, тот был еще жив и прежде чем испустить дух успел пробормотать, что-то вроде "Аллес капут". Впрочем, большинство исследователей считают, что к тому времени немецкий асс наверняка был уже без сознания или мертв. Получив сквозное пулевое ранение в грудную клетку снизу сзади, он мог прожить не больше двадцати секунд. Когда тело пилота было извлечено из кабины самолета, охотники за сувенирами немедленно набросились на его красный триплан Fokker Dr.I, номер 425/17. Многие из этих "сувениров" дожили до наших дней.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Feeding on the Legend

Furball

Капитан Арманд Жан Галлиот Жозеф (Armand Jean Galliot Joseph), более известный как маркиз де Туренн, был бывшим офицером кавалерии, перешедшим в авиацию после начала Первой мировой войны. Летая на истребителях Nieuport в составе эскадрильи N48, де Туренн сбил шесть самолетов, прежде чем был назначен командиром SPA12, где он одержал еще девять побед. При переходе в SPA12 де Тюренн решил сохранить в качестве своей личной маркировки петушиную голову - эмблему своей старой эскадрильи.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Furball

The Golden Triumvirate

Среди немецких истребительных эскадр одной из самых результативных считалась Jasta 5, на счету которой было более 250 побед. Трое самых известных пилотов, летавших в Jasta 5 - лейтенант Фриц Руми (Fritz Rumey), лейтенант Йозеф Май (Josef Mai) и лейтенант Отто Кённеке (Otto Könnecke) - приобрели столь заметную репутацию, что получили прозвище "Золотой Триумвират". К концу войны эти трое пилотов в сумме одержали 110 побед.

На картине: лейтенант Йозеф Май (30 побед), лейтенант Отто Кеннеке (35 побед) и лейтенант Фриц Руми (45 побед).

Как и все немецкие истребительные эскадры, Jasta 5 во время войны базировалась на нескольких разных аэродромах, но, как правило, её связывают с аэродромом Boistrancourt, который был примечателен тем, что это был один из немногих немецких аэродромов, на котором были построены жесткие деревянные ангары, а не ангары с тентовым покрытием, которые обычно использовались. Позади аэродрома находились средневековый замок и сахарный завод, которые добавляли к его виду дополнительное отличие.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

The Golden Triumvirate

God of The North Wind

Триплан Fokker 450/17 - один из нескольких истребителей, на которых летал лейтенант Йозеф Якобс, штаффельфюрер из Jasta 7.

Пятый по числу побед германский ас первой мировой войны (48), Йозеф Якобс, пожалуй, считался самым ярым сторонником триплана Fokker. Он летал на нем дольше, чем любой другой пилот, включая Манфреда фон Рихтхофена. Несмотря на то, что во время службы в Jasta 7 за Якобсом числилось два, а может быть и три черных триплана, машина номер 450/17 является наиболее известным самолетом его из-за описания, которое Якобс сделал в своем дневнике. Хотя и неясно, как часто Якобс использовал 450/17, с этой машиной связана его заявка на аэростат, уничтоженный 14 мая 1918 года. Боевой отчет Якобса за этот день: "Fok. Dr I 450/17: черный триплан с головой дьявола по бокам фюзеляжа за сиденьем пилота. В 04 часа 10 минут я вылетел со всем своим штафелем на патрулирование. На фронте была низкая воздушная активность и я заметил в облаках несколько английских воздушных шаров (аэростатов) и решил атаковать их. Вместе со своим штаффелем я промчался сквозь облака и открыл огонь по ближайшему, который сразу же загорелся".

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

God of The North Wind

Диптих "Гектор" и "Ахилл"

В 13:00 23 ноября 1916 года британский ас майор Лэно Хоукер (на его счету числилось семь побед) вылетел с аэродрома Бертанглс на своем "Де Хэвиленд" DH2 (серийный номер 5964) в составе "оборонительного" патруля из трех истребителей, которым командовал капитан Джон Эндрюс. Вторым ведомым Эндрюса в тот день был лейтенант Роберт Сондби. В районе Бапома британский патруль атаковал два германских самолета, но в самый разгар боя неожиданно появилась еще одна пара "Альбатросов" D.II. и капитан Эндрюс подал сигнал о прекращении атаки. Майор Хоукер проигнорировал приказ и продолжал преследование противника, когда сверху его атаковала вторая пара немцев. Один из "Альбатросов" сразу же сел ему на хвост, а второй вступил в бой с Эндрюсом, пришедшим Хоукеру на помощь. Лейтенант Сондби в свою очередь бросился спасать Эндрюса, у которого уже был поврежден двигатель. Обоим удалось вернуться на свой аэродром, в отличии от Лэно Хоукера, противником которого в том бою оказался сам Манфред фон Рихтхофен.

Рихтхофен впоследствии вспоминал: "Однажды в беспечном настроении я отправился на охоту, как вдруг заметил троих англичан, которые, видимо, тоже вышли поохотиться. Они заинтересовались мной. Поскольку мне хотелось подраться, я не стал разочаровывать их. Я летел на меньшей высоте, выжидая, когда один из моих английских "друзей" попытается свалиться на меня сверху. Очень скоро он спикировал, желая сбить меня сзади. После пяти выстрелов ему пришлось прекратить стрельбу, так как я резко повернул и отклонился от курса. Англичанин пытался достать меня с тыла, в то время как я старался зайти ему в хвост. Таким образом мы кружили, как сумасшедшие, один за другим на высоте примерно три тысячи метров. Сначала мы сделали двадцать кругов влево, затем тридцать кругов вправо. Каждый старался зайти сзади и сверху. Я быстро понял, что имею дело не с новичком. У него не было ни малейшего намерения прекратить бой. Его машина прекрасно маневрировала, однако моя была лучше при наборе высоты. Наконец мне удалось зайти сверху в хвост моему английскому "партнеру по вальсу"... Ветер дул в благоприятном для меня направлении, все более приближая нас к немецким позициям. Наконец мы оказались над Бапомом, примерно в полумиле от линии расположения немецких войск. Парень был полон отваги, и, когда мы опустились на высоту около двух тысяч метров, весело помахал мне рукой, словно спрашивая: "Ну, как дела?" Круги, которые мы описывали, гоняясь друг за другом, были такими маленькими, что составляли в диаметре, вероятно, не более ста метров. У меня было время хорошо рассмотреть своего противника. Я видел каждый поворот его головы. Если бы на нем не было шлема, то была бы видна его мимика.

Мой англичанин был хорошим охотником, но постепенно ситуация становилась все опаснее для него. Ему нужно было решать, что делать: приземляться на немецкой территории или вернуться в расположение английских войск. Конечно, он попытался сделать последнее, прилагая тщетные усилия спастись, делая петли и тому подобные фокусы. Снизившись до ста метров, он предпринял попытку уйти от меня и полетел зигзагообразно, чтобы затруднить обстрел с земли. Это был самый благоприятный для меня момент. Я преследовал его на дистанции 50–80 метров, все время стреляя. Англичанин просто не мог не упасть, но мой пулемет вдруг заклинило и это чуть не лишило меня победы. Я поразил противника выстрелом в голову в пятидесяти метрах от линии расположения наших войск".

Самолет Хоукера разбился в двухстах метрах к востоку от фермы Луизенхоф к югу от Бапома на Флерс-роуд, а сам Лэно Хоукер вошел в историю как одиннадцатая жертва Рихтхофена.

На картинах Рассела Смита Гектор является символом Лэно Хоукера - защитника, а Ахилл - Манфреда фон Рихтхофена. Ни один из них ничего не знает о личности своего противника. И оба они, разумеется, не знают, что этот поединок один на один станет одним из самых легендарных воздушных боев Первой мировой войны.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Achilles

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Hector

Hostile Sky

"Враждебное небо" - картина, посвященная последнему полету Виктора Чепмена - первого американского летчика, погибшего в бою. 23 июня 1916 года Чепмен, летавший в составе знаменитой "Эскадрильи Лафайет", вылетел на своем Nieuport 16 по личному поручению - доставить ящик апельсинов для друга, находившегося в госпитале. Уже в воздухе, он заметил воздушный бой, в котором участвовали трое его товарищей по эскадрилье. Чепмен вступил в схватку только для того, чтобы обнаружить, что его соратники исчезли и теперь он остался один против пяти немецких "Фоккеров".

Первоначально Nieuport Виктора Чепмена на картине был окрашен в коричневый и оливковый цвета, характерные для "Эскадрильи Лафайет" в то время. Однако после того, как работа над ней подходила к концу, один из исследователей Первой мировой войны обнаружил важную информацию о схеме окраски самолета Чепмена. В сообщении одного из пилотов эскадрильи указывалось, что причина, по которой товарищи покинули его во время боя, заключалась в том, что всего за несколько дней до этого Чепмен покрасил свой самолет в голубой цвет, сливавшийся с небом, и его просто не заметили.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Hostile Sky

Icarus

Освальд Бёльке (Oswald Boelcke) считается отцом немецкой истребительной авиации, а также "Отцом воздушной боевой тактики". Он был первым, кто разработал правила воздушного боя, известные, как Dicta Boelcke. Его теория воздушного боя все еще актуальна и до сих пор используется современными военными пилотами. Со своими сорока победами, он был уважаем и почитаем по обе стороны линии фронта и служил наставником для многих немецких асов Первой мировой войны, включая Манфреда фон Рихтхофена.

Освальд Бёльке погиб 28 октября 1916 года во время его шестого боевого вылета в тот день, в котором его сопровождали пятеро пилотов, среди которых были Эрвин Бёме и Манфред фон Рихтхофен. Вшестером они атаковали два английских истребителя DH.2 из 24-й эскадрильи RAF, которыми управляли капитаны Артур Джеральд Найт и Альфред Эдвин Маккей. Во время боя, атакуя одну и ту же цель, Бёме и Бёльке на мгновение потеряли друг друга из вида и Бёме зацепил колёсами верхнее крыло на Albatros D.II Бёльке. Небольшое воздействие распороло ткань обшивки и крыло потеряло подъемную силу. Бёльке прервал атаку и начал снижаться широкими кругами. Ему удалось относительно удачно посадить свой поврежденный самолет, но, хотя удар был не очень сильным, неправильно пристёгнутый ремень и то, что Бёльке никогда не надевал шлем, стало причиной трагедии.

Вечером в день гибели Освальда Бёльке с пролетевшего над аэродром Jasta 2 английского самолёта сбросили вымпел с надписью: "В память о капитане Бёльке, нашем храбром и благородном сопернике, от британских Королевских воздушных сил". Основоположник основных тактических идей воздушного боя сбивший сорок самолётов противника, Гауптман Освальд Бёльке погиб в возрасте 25 лет.

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Icarus

L'Asso Ferrarese

Итальянский ас Микеле Алласиа (Michele Allasia) родился в 1893 году в Ферраре и служил в 80а Squadriglia и Sezione. Он одержал шесть побед, пять из которых были подтверждены, но, к сожалению, погиб в авиакатастрофе 20 июля 1918 года, когда его Ansaldo SVA.9 разбился и сгорел рядом с аэродромом Маркон.

На картине изображен бой, произошедший 27 апреля 1917 года, во время которого Микеле Алласиа сражался с тремя австро-венгерскими самолетами. "Если бы вы только видели, как продырявили мой истребитель! - делился впечатлениями Алласия в своем письме родителям - Четыре пули задели мою спину и даже топливный бак был пробит". На борту Nieuport 11 Алласиа нанесено изображение Фортунелло - персонажа из мультфильма. Все самолеты в 80-й эскадрилье несли различные вариации этого рисунка.

 L'Asso Ferrarese
L'Asso Ferrarese
L'Asso Ferrarese

Two Birds with one Stone

Bristol Fighter был маневренным, хорошо вооруженным двухместным бипланом и стал одним из самых успешных истребителей войны, несмотря на неудачное начало в "Кровавом апреле", когда на нем летали неопытные пилоты. Полагая, что этот самолет имел слабую конструкцию, летчики избегали на нем интенсивных маневров во время боя. Однако вскоре стало понятно, что "Бристоль" на самом деле является очень прочным самолетом, на котором можно воевать также успешно, как на одноместной машине. К концу войны более двухсот сорока пилотов и стрелков достигли на этом самолете статус аса. На картине "Две птицы с одним камнем" изображен бой 6 сентября 1918 года, в котором капитан Н.П. Лейл и второй лейтенант Х.Л. Эдвардс одержали победу над двумя Fokker DVII, летая на Bristol Fighter номер E'2181.

Из боевого отчета: "Биплан Fokker прошел в тридцати метрах от нашего Bristol Fighter. Капитан Лейл расстрелял в него примерно пятьдесят патронов и поджег. Наблюдатель (второй лейтенант Эдвардс) тем временем стрелял из спаренного "Льюиса" по другому "Фоккеру", летевшему приблизительно в сорока ярдах слева. Этот самолет сначала начал переворачиваться, потом показалось, что он обрел контроль, но через несколько секунд загорелся".

 Two Birds with one Stone
Two Birds with one Stone
Two Birds with one Stone

La Sentinelle

Жан-Мари Доминик Наварр (1895-1919) стал первым официально признанным французским воздушным асом Первой мировой войны. Всего с сентября 1914 года по июнь 1916-го Жан Наварр совершил 237 боевых вылетов, одержал 12 воздушных побед, еще 15 самолетов были записаны на его счет как "вероятно сбитые". За успехи на одном из ключевых участков фронта Доминик Наварр получил прозвище "Часовой Вердена".

Свою третью победу Наварр одержал 26 октября 1915 года. Утром он на своем "Моране" MS No.523/15 находился в режиме ожидания на аэродроме эскадрильи MS12 и взлетел после того, как от наблюдателей на линии Шато-Тьерри поступило сообщение, что в воздухе появился немецкий двухместный разведчик LVG С. Наварр догнал вражеский самолет и атаковал его в лоб. Всего лишь после восьми выстрелов немцы были вынужден приземлиться на берегу реки Марна. Пролетая над ними, Наварр заметил, что немецкий экипаж пытается поджечь свой самолет. Француз спикировал и сделал несколько предупредительных выстрелов, чтобы отогнать немцев от их машины. Те поняли "тонкий намек" и отошли от самолета с высоко поднятыми руками. Не видя поблизости французских войск, Наварр решил приземлиться и защитить свой трофей самостоятельно. От захваченных в плен летчиков он узнал, что четыре из восьми его пуль попали им в двигатель и сразу же вывели его из строя.

На картине "Часовой" изображен момент, когда Доминик Наварр делает свой проход над приземлившимся немецким LVG, члены экипажа которого отходят от своего самолета с поднятыми руками, после "предупреждения" Наварра.

 La Sentinelle
La Sentinelle
La Sentinelle

Wolffs Requiem

Оберлейтенант Курт Вольф считался одной из самых яр­ких звезд германской истребительной авиации. За внешний вид и врожден­ную скромность в своем штаффеле он полу­чил прозвище "zarte Blumlei" - нежный маленький цветочек. Однако, это был бесстрашный и агрессивный "ягдфлигер" из той породы, которую называли берсеркерами. Курт Вольф на момент гибели был четвер­тым по количеству сбитых самолетов асом Германии, уступая только фон Рихтхофену, Фоссу и Гонтерману.

Во второй половине дня 15 сентября 1917 года, несмотря на пасмурную погоду, Вольф вылетел на патрулирование с аэродрома в Маркебике на триплане Fokker Dr.I 102/17 в паре с Albatros D.V. лейтенанта Карла фон Шёнебека. Примерно в 16:30 они атаковали группу из четырех истребителей Sopwith Camel из No.10 Squadron RNAS (10-я эскадрилья морской авиации), составлявших часть эскорта бомбардировщиков DH-4. Бой был коротким, но интенсивным, достаточно сказать, что англичане были уверены, что их атакуют пять "Альбатросов" и четыре "Триплана". Во время одной из атак Вольф подвергся короткому обстрелу "Кэмела" суб-лейтенанта Нормана МакГрегора, которому сразу же пришлось стремительно уходить вверх, чтобы избежать столкновения с "Фоккером". В очередной раз осматривая воздуш­ное пространство, МакГрегор увидел падающий триплан. Из рапорта МакГрегора: "Я оказался в хорошей позиции очень близко от триплана, в пределах 25 ярдов, и произвел хороший выстрел. Я видел, как мои трассеры входили в его машину. Затем я увидел, как он вертикально пошел вниз, очевидно потеряв контроль". Вероятнее всего, Вольф был убит пулями МакГрегора и был уже мертв, когда его Fokker Dr.I упал на землю и загорелся в окрестностях деревни Нахтигаль к северу от Вервика.

31 из 34 своих побед (одна не засчитана) Курт Вольф одержал пилотируя истребитель Albatros D.III, став самым успешным пилотом, летавшим на этом типе истребителя.

 
Wolffs Requiem
Wolffs Requiem
Wolffs Requiem

Richthofen the Younger

Картина "Рихтхофен Младший" представляет Fokker Dr.1 Лотара фон Рихтгофена, младшего брата лучшего аса Великой войны Манфреда фон Рихтхофена. Хвост и верхнее крыло этой машины были окрашены в желтый цвет, а стойки, капот двигателя и колпаки колес покрыты фирменным красным цветом Jasta 11.

Лотар летал на этой машине 13 марта 1918 года, когда Jasta 11 столкнулась в бою с несколькими Bristol F2b из 62 эскадрильи Королевских ВВС. Пикируя на выбранную цель, Рихтхофен внезапно услышал громкий треск: это начали разрушаться носки нервюр верхнего крыла, а потом набегающим потоком сорвало обшивку центроплана, однако истребитель сохранил управляемость и удержался в воздухе. Позже Лотар говорил, что "Мой триплан внезапно стал бипланом ...". Британцы не стали добивать его "Фоккер", очевидно, посчитав, что тот уже разваливается в воздухе. Несмотря на повреждения, Рихтофену удалось посадить свой истребитель, но при аварийной посадке он получил тяжелые травмы лица.

Лотар фон Рихтхофен одержал 40 воздушных побед - ровно в два раза меньше, чем его брат. По итогам войны он оказался на десятом месте в списке лучших немецких асов.

Richthofen the Younger
Richthofen the Younger
Richthofen the Younger

Vieux Charles

Хотя он занимает лишь второе место среди французских асов Первой мировой войны после лучшего летчика-истребителя Антанты Рене Фонка (75 сбитых самолётов противника), Жорж Гинемер всегда был первым в сердцах своих соотечественников.

Жорж, родившийся в Париже в 1894 году, был хилым, болезненным ребенком и до четырнадцати лет получал домашнее образование. С детства он проявил склонность к стрельбе по мишеням и к технике - два навыка, которые пригодились ему в будущем. Из-за слабого здоровья Жоржа приняли на военную службу только с пятой попытки, после вмешательства его отца. 23 ноября 1914 года Гинемера зачислили курсантом в школу пилотов и уже в январе 1915 года он начал учебные полёты. В июне 1915 года Гинемер присоединился к Escadrille MS.3 и прослужил в ней всю свою службу. За это время эскадрилью перевооружили с самолетов "Моран-Сольнье" на "Ньюпорты" и "Спады" VII и XIII, изменив её обозначение с MS.3 на N.3 и SPA.3. Эмблемой SPA.3 было изображение красного аиста, поскольку эта птица гнездится на дымоходах в Эльзасе-Лотарингии и таким образом логотип эскадрильи символизировал решимость Франции вернуть себе этот регион.

После того, как Жорж Гинемер в феврале 1916 года сбил пятый самолёт противника, его официально объявили "воздушным асом". Через год, в феврале 1917-го, Жорж Гинемер стал первым летчиком союзников, сбившим немецкий тяжелый бомбардировщик, а в марте он стал первым французом, сбившим три самолета противника за один день. Всего в воздушных боях он уничтожил 53 вражеских машины, при этом его самого сбивали семь раз.

11 сентября 1917 года Гинемер не вернулся из боевого вылета и был признан пропавшим без вести. Обломки его самолёта и тело Гинемера так и не были найдены. Его смерть окончательно подтвердили немцы, заявившие, что обнаружили и опознали тело пилота. Новость о смерти аса официально объявили в Париже только через две недели. Гибель Жоржа Гинемера была воспринята во Франции как национальное горе. Детям в школах рассказывали, что он так высоко взлетел в небо над Францией, что уже не смог вернуться.

Личный самолет Жоржа Гинемера SPAD VII (S'254) носивший имя "Старый Шарль" (Vieux Charles) сейчас хранится в "Музее авиации и космоса" в парижском аэропорту Ле-Бурже.

Vieux Charles
Vieux Charles
Vieux Charles

Eagle and the Butterfly

6 июля 1917 года во время боя с группой самолетов из 20-й эскадрильи RFС немецкий ас Манфред фон Рихтхофен в качестве цели выбрал F.E.2 A6512, пилотируемый капитаном Дугласом Каннеллом и лейтенантом Альбертом Вудбриджем. Каннелл заметил Рихтхофена и развернул свой неуклюжий F.E.2, чтобы встретиться с немцем лицом к лицу, лишив того тактического преимущества. Однако вместо того, чтобы отвернуть в сторону, Рихтхофен решил сохранять спокойствие и продолжить атаку. Приблизительно с расстояния в триста ярдов Вудбридж открыл огонь по "Альбатросу" Рихтхофена и, согласно его рапорту, видел, как пули попали в стволы пулеметов "Шпандау" вражеского истребителя.

Примерно через три или четыре секунды Манфред фон Рихтхофен получил удар в затылок. Хотя его череп и не был пробит, пуля попавшая ему в голову (предполагается, что это был "дружественный" огонь с одного из немецких истребителей) вызвала мгновенную дезориентацию и временную частичную слепоту. Каннелл и Вудбридж с удивлением наблюдали, как машина Рихтхофена переворачиваясь прошла прямо под ними и вышла из под контроля. Неуправляемый "Альбатрос" пролетел несколько тысяч метров и был уже над самой землей, когда пилот вновь пришел в себя и сумел посадить свой самолет на пастбище, заросшее чертополохом. Только через пять недель, 16 августа, Рихтхофен смог оправиться от ранения и вновь подняться в воздух. Эта рана привела к тяжёлым последствиям - "Красный барон" начал страдать от головных болей и тошноты, изменился и его характер - до этого ему было не свойственно упрямо преследовать единственную цель, забывая о других. Впоследствии это качество сыграло свою роль в его гибели.

Eagle and the Butterfly
Eagle and the Butterfly
Eagle and the Butterfly

Last Dance of the Hussar

Бывший кавалерийский офицер лейтенант Вернер Фосс является четвертым по результативности германским асом Первой мировой войны, имея на своем счету 48 сбитых самолетов. Многие исследователи по-прежнему считают его величайшим пилотом Великой войны, по своим летным навыкам превосходящим легендарного Манфреда фон Рихтхофена.

23 сентября 1917 года с участием Фосса состоялось то, что сейчас известно, как одна из величайших воздушных "собачьих схваток" Первой мировой. Во время патрулирования Лейтенант Фосс столкнулся с шестью британскими истребителями SE5 из 56-й эскадрильи, каждый из которых пилотировал знаменитый ас. Более десяти минут Фосс сражался в одиночку с шестью противниками и сумел нанести значительный урон пятерым из них, прежде чем лейтенант Артур Рис-Дэвидс отправил его на землю.

Среди пилотов RFC, участвовавших в том бою, был британский ас Джеймс МакКадден, описавший один из эпизодов боя: "Теперь у меня была хорошая возможность, когда он начал приближаться ко мне спереди и чуть ниже и, очевидно, не видел меня. Я опустил нос, поймал его в прицел и нажал на обе гашетки. Как только я выстрелил, то услышал стук и треск, когда его пули прошли рядом со мной и сквозь мои крылья. Я четко рассмотрел красно-желтые вспышки от его спаренных пулеметов "Шпандау" и темноволосую голову без шлема в кабине триплана". Майор Джеймс МакКадден, также принимавший участие в бою, сказал позже: "Его полет был прекрасен, его мужество великолепно, и, по моему мнению, он - самый храбрый немецкий летчик, которого я имел честь видеть в бою".

Лейтенанту Вернеру Воссу было всего двадцать лет.

Last Dance of the Hussar
Last Dance of the Hussar
Last Dance of the Hussar

Last Light

"Последний свет" - описание исторического полета лейтенантов Гарольда Геттлера и Эрвина Блекли из 50th Attack Squadron USAF, когда 6 октября 1918 года они пытались разыскать и пополнить запасы "Потерянного батальона" - 550 американских солдат и офицеров из 308-го пехотного полка 77-й дивизии, отрезанных и окруженных немецкими войсками в Аргоннском лесу.

Утром 6 октября 1918 года Геттлер и Блекли были направлены на очередные поиски "потерянного батальона", чтобы уточнить его местоположение и пополнить боеприпасами, рационами и медикаментами. После завершения своей первой миссии, окончившейся безуспешно, они вернулись на аэродром с многочисленными пулевыми пробоинами в самолете и с проблемами со свечами зажигания. Получив предупреждение от командира эскадрильи капитана Дэниела П. Морса, что второй вылет будет чрезвычайно трудным и опасным, Лейтенант Блекли заявил: "Мы доставим необходимое или умрем пытаясь это сделать!" (We'll make the delivery or die in the attempt!). Поздним вечером они повторили попытку на самолете №6, позаимствованном у лейтенанта Пикрелла. Уже темнело и их DH-4 Liberty пришлось лететь очень низко, прямо над верхушками деревьев, поскольку только так можно было разыскать клочок земли размеров 350 на 50 ярдов, на котором окопался "потерянный батальон". Их самолет снова попал под интенсивный и меткий пулеметный и винтовочный огонь. Гарольд Геттлер получил пулю в голову и был убит наповал. Наблюдатель Эрвин Блекли, управляя с заднего сиденья, сумел увести сильно поврежденный DH4 назад к линии союзников, но потерпел крушение при посадке. Блекли, выброшенного из самолета и получившего серьезные повреждения подобрали французские солдаты и в бессознательном состоянии отправили в госпиталь, но по дороге он умер от ран.

Last Light
Last Light
Last Light

Quentin Roosevelt

Квентин Рузвельт был самым младшим (и самым любимым) сыном 26-го президента США Теодора "Тедди" Рузвельта. Вдохновленный своим отцом, братьями и сестрами, он вступил в United States Army Air Service и служил в 95-й авиационной эскадрилье в 1-st Pursuit Group.

Nieuport 28 лейтенанта Квентина Рузвельта был сбит в воздушном бою над коммуной Шамери в День взятия Бастилии 14 июля 1918 года. Пилот был убит двумя пулеметными пулями, которые попали ему в голову. Хотя немцы похоронили Рузвельта со всеми воинскими почестями, германское командование в пропагандистских целях растиражировало фотографию погибшего пилота и его разбитого самолета. Однако, в Германии это принесло, скорее, обратный эффект - немецкий народ, который с большим уважением относился к Теодору Рузвельту, был впечатлен тем, что его сын погиб на действительной военной службе.

Квентин Рузвельт до сих пор является единственным погибшим в бою сыном президента США.

Quentin Roosevelt
Quentin Roosevelt
Quentin Roosevelt

Spoils of War

По условиям Перемирия, заключенного 11 ноября 1918 года, от Германии требовалось передать 1700 своих самолетов армиям союзников. Благодаря щедрости американских и британских властей их значительное количество было выделено Канаде. Картина "Военные трофеи" изображает типичную сцену августа 1919 года на Приморском аэродроме в Торонто, после прибытия немецких самолетов. Тем летом Уильям Джордж Баркер и Уильям Эйвери (Билли) Бишоп, двое канадских летчиков, награжденных Крестом Виктории во время Великой войны, использовали трофейные Fokker D.VIIs для регулярных демонстраций фигур высшего пилотажа и показательных воздушных боев в небе над Южным Онтарио.

Двое мужчин на переднем плане осматривают один из шести "Фоккеров" (D.VII (OAW) 8609/18), переданных американским экспедиционным силам непосредственно с завода Ostdeutsche Albatros Werke до того, как самолет получил маркировку на руле направления и на фюзеляже. Заводской номер самолета написан мелом на его борту. Внутри ангара находятся два самых известных самолета Первой мировой войны, сохранившихся до наших дней: Sopwith Snipe и DVII "Knowlton".

Асы Великой Войны на картинах Расселла Смита

Автор - Олег Энгель