106 838 subscribers

Как королева Англии участвовала в языческой церемонии?

882 full reads

Долгие годы в интернете живёт своей жизнью видеоролик, на котором действующая королева Великобритании, а на тот момент принцесса Елизавета в 1946 году участвует в некоей церемонии, среди бардов, ватов и друидов. Обычно этот ролик преподносится как «Посвящение королевы в друиды», что служит источником вдохновения для разного рода конспирологов. Мировое закулисье существует, друиды управляют миром через правительства разных стран, королевская семья Великобритании на самом деле состоит из масонов, рептилоидов, друидов и ведьм…

Попробуем разобраться, что же происходило на этих кадрах, зачем королеве Великобритениии друиды, да и друиды ли они? Это небольшое расследование уведёт нас из двадцатого века в седую древность века двенадцатого. А заодно расскажет как неоязычникам потребовалось убить язычество, чтобы его возродить.

Исторические барды

Цивилизация кельтов, заселившая Европу за тысячу лет до рождения Христа, обладала сложным социальным устройством. Это в школе нам говорили, что сначала были обезьяны, потом были какие-то дикари с дубинами, а потом БАЦ — Египет, Греция, Рим и с шестого класса история России (да, у меня была довольно плохая школьная программа). В этой системе кельты, это те самые дикари с дубинами, а распространение Рима воспринимается не иначе как гуманитарная миссия, для спасения несчастных дикарей от самих себя.

Сейчас историческая наука уже достаточно хорошо развилась, чтобы утверждать, что даже в так называемых «примитивных обществах», внутренняя кухня не такая уж примитивная. В контексте именно кельтов мы знаем, что общество делилось на свободное и несвободное (рабов). Что свободное общество делилось на аристократию и ремесленников (людей дара). Что кельты сформировали сложнейший крепкий религиозный институт (те самые друиды, о которых что-нибудь слышал каждый). Что ещё до соприкосновения с античными культурами Греции и Рима кельты занимались философией и естественными науками, занимались сложным законотворчеством, смогли развить собственную словесность и поэтику. Об этом как раз и пойдёт речь.

В статье «Почему ирландцы сохранили так много мифов?» мы кратко обозревали, что в ирландском обществе, помимо религиозных деятелей и политических советников друидов, существовали также филиды (предсказатели, хранители мифов и генеалогий), брегоны (законотворцы) и барды, декларирующие стихи и песни, написанные филидами.

Валлийское общество имело схожую структуру. В доисторические времена там тоже существовали друиды, однако валлийский эквивалент филидов звался ватами (оватами), и занимался только предсказаниями. Сохранение мифологии и устной традиции, вероятно, лежало полностью на плечах бардов. Институт друидов был искоренён с приходом римлян (в отличии от Ирландии), и окончательно разбит христианизацией. Ваты пользовались некоторым влиянием, однако с англо-норманнским вторжением они быстро потеряли своё влияние, ведь пришедшим правителям советники из числа местной аристократии были не очень нужны. А, уже укрепившаяся английская корона, видела в этих пережитках прошлого лишь угрозу. Но при этом всём в Уэльсе длительное время существовала структура бардов.

 Валлийский бард
Валлийский бард

Валлийские барды и эйстедвод

В отличии от Ирландии, в Уэльсе барды не были самым низшим из «интеллектуального» сословия. Учитывая свою аполитичную суть барды не подвергались гонениям со стороны церковной или светской власти.

Валлийская поэзия обладает строжайшими правилами написания аллитерационного стиха, самым известным типом таких стихов сейчас является cynghanedd. Это мотивирует бардов поддерживать постоянную коммуникацию друг с другом, чтобы не растерять навык, и подвергать друг друга постоянной цензуре, для сохранения традиции написания текстов.

Начиная по крайней мере с XII века существовала некая организация для регулирования и аттестации «артистов», то есть тех, кто профессионально развлекал людей поэзией и музыкой. Она поддерживала определенный уровень качества и нужного мастерства исполнителей путем турниров и наград и была известна как «Эйстедвод» (Eisteddfod). В XVI веке эйстедводы собирались в Кэруисе, причем частично их целью было ограничить число бродячих бардов: английское правительство, уже озабоченное проблемой «крепких [здоровых] нищих», занялось в Уэльсе и Ирландии контролем за передвижениями опасных мобильных элементов кельтского общества.

Нужно добавить, что по валлийским законам общество бардов было институализировано. То есть профессия барда также хорошо регламентировалась, как профессия врача или адвоката, со своими правами, обязанностями, ценой услуг, вплоть до цены создания конкретного произведения, а не только исполнения известного.

Термин eisteddfod , образованный от валлийских морфем: eistedd, означающий «сидеть», и fod , означающий «быть», означает, согласно Хайвелу Тейфи Эдвардсу, «сидеть вместе». По нашему «посиделки». Эйстедводы собирались под протекцией местного правителя, короля Уэльса, и имели соревновательный характер. То есть, помимо публичной аттестации для соискателей титула барда, лучшие авторы в разных жанрах получали призы в качестве подтверждения своего высокого статуса в данной структуре. Занятно, что призами за первые места в песенном и стихотворном жанре были резные стулья.

По легенде первый эйстедвод прошёл по приказу короля Майльгуна Гвинеда в Конвее, в VI веке. Майльгун благоволил двум бардам, для чего и провёл соревнование, особым условием которых было переплыть реку Конвей, неся свою арфу за спиной. Эта версия не имеет исторических подтверждений, а сам правитель Майльгун является очень популярным персонажем валлийских легенд, не смотря на свой исторический статус прочно войдя в мифотворчество.

Первый же задокументированный эйстедвод был организован королём по имени Рис ап Грифид, в замке Кардиган в 1176 году, вскоре после постройки этого замка. Именно он дарил победителям (в стихотворной и музыкальной номинациях) стулья, как показатель высокого статуса. Историки полагают, исходя из описания эйстедвода, что это событие было не первым в своём роде.

Такие «посиделки» в формате междусобойчика проводились вплоть до XVIII века. Однако с потерей суверенитета потребность в бардах у власти отпала. Не было тех королей, которых можно было бы восхвалять стихами и песнями. Английская корона не приветствовала бродячих артистов «и прочих бездельников», полагая их тунеядцами. Вот и получилось, что барды оказались почти никому не нужны, кроме самих себя. Однако сила народных традиций не давала окончательно зачахнуть ремеслу бардов, и они продолжали собираться, почти до нашего времени.

Фальсификации, неоязычники и горсеф

В журнале «The Gentleman's Magazine» за октябрь 1792 года было отмечено исключительное событие, произошедшее 23 сентября.

«Это был день осеннего равноденствия. Несколько валлийских бардов, постоянно живущих в Лондоне, согласно древнему обычаю собрались вместе на Примроз‑Хилл… Были соблюдены все нужные церемонии. Составлен круг камней, в середину которого поместили «Маэн Горседд», то есть алтарь. На него был возложен обнаженный меч, а затем все барды помогали вложить его в ножны».

По какой причине описанные выше почтенные поэты, порой собирающиеся тряхнуть стариной на «посиделки» в соревновательном стиле, решили вдруг на равноденствие проводить церемонии с кругами камней, алтарями и мечами?

На самом деле барды, на тот момент ещё существующие, к этому не имели никакого отношения. Пока. Вся затея принадлежала валлийскому антиквару и коллекционеру Эдварду Уильямсу, известному под псевдонимом Йоло Моргануг (с валлийского переводиться как Йоло из Гламоргана). На его личности мы остановимся чуть подробнее, так как он играет ключевую роль в этой истории, и связывает архаичных бардов с королевой Елизаветой (о которой читатель, спустя столько времени, уже подзабыл).

Для понимания мотивов Йоло нужно знать контекст эпохи. Конец XVIII века, ренессанс давно прошёл, реформация отгремела. «Большие народы» либо уже нашли для себя благородных предков в античности, либо бурно заняты этим поиском. Таким образом прямо сейчас, за окном небольшой квартирки Моргануга, на кельтских друидов активно претендуют французы, англичане и германцы, полагая их своими благородными предками и солью зарождающейся нации.

Йоло был валлийским националистом, противником английской короны и колониальной политики в отношении своего народа. А ещё он был коллекционером, собрав у себя большое собрание валлийских текстов, стихов и мифов. Он был одержим идеей величия валлийцев, имеющих огромное прошлое, в сравнении с какими-нибудь английскими собаками. Это привело его к фальсификациям.

Здесь же нужно сказать пару слов о тогдашней исторической науке. На тот момент история себя чувствовала ещё очень неуверенно. Лучшие умы эпохи всерьёз обсуждали кто на самом деле построил Стоунхендж — римляне или прибывшие с финикийцами друиды. Как мы сейчас знаем и те и другие глубоко ошибались. Различные старинные тексты находились, или прямо тут, на коленке, писались с завидной регулярностью. Углеродный анализ и лингвистическую экспертизу ещё не придумали.

Имея на руках большую коллекцию достоверных аутентичных валлийских текстов не так то трудно дополнить их своими. Тем более, что валлийским языком лучшие историки Британии не владеют. Этим Йоло и занялся, попортив немало крови филологам будущего, разбирающим его сочинения в попытках отделить собранные им тексты, от написанных. Согласно его изысканиям (фантазиям) именно в Уэльсе (а конкретно в Гламорганшире, откуда он родом) сохранилась аутентичная традиция друидов, передаваемая бардами. Эта традиция в неизменном виде пережила не только англичан, но даже и римлян. Религия друидов по Морганугу была монотеистичной , но включала в себя реинкарнацию. Тогда не он один писал о друидизме, как о «патриархальном христианстве», идущем напрямую от Авраама. Свои идеи он изложил в книге «Барддас», до сих пор пользующейся популярностью у неодруидов Британии.

Будучи энтузиастом, он начал собираться с другими валлийскими мистиками, националистами и антикварами и проводить собственные церемонии, первая из которых и была описана в «The Gentleman's Magazine». Свои сборища с постановкой кругов (которые на деле были просто кругами из гальки, принесённой участниками в карманах) он назвал горсеф (Gorsedd), в переводе с валлийского это означает «трон», а мы помним о почётном призе, подчёркивающем статус, который вручали победителям эйстедводов.

На этом бы его участие и закончилось, ведь таких странных «кружков по интересам» в Британии тогда существовало масса, достаточно вспомнить Сообщество Друидов (1772-1844 гг.) на острове Англси или Древний Орден Друидов (1781 г.) в Лондоне. Кстати, почётным членом данного сообщества был Уинстон Черчилль, но это мы оставим для другой истории…

Так вот, на этом бы его участие и закончилось, но в 1819 году он провёл горсеф в составе ейстедвода, проходившего в Кармартене. Поначалу как часть общего фестиваля валлийской поэзии, горсеф впоследствии затмил основное мероприятие. Разумеется не всем бардам понравился такой ребрендинг, и часть из них бойкотировала мероприятия, включающие в себя теперь и странные оккультные церемонии с мечами, кругами из камней, и главенствующим «архидруидом». Для тогдашних устроителей ейстедводов это был честный обмен, сами по себе соревнования бардов угасали, не нужные никому, кроме самих бардов. Добавление к «посиделкам» романтических оккультных, и националистических валлийских настроений привлекло внимание туристов и гостей, что сохранило сами фестивали до сего дня. Однако мы можем констатировать, что новая, уже неоязыческая, традиция XVIII века убила аутентичный формат бардовских эйстедводов.

 Эйстедвод. 1970 год
Эйстедвод. 1970 год

При чём тут королева?

Горсефы по образцу главного, основанного Йоло Морганугом, начали проводиться по всему Уэльсу, а религиозную часть ритуала переняли впоследствии и зарождающиеся ордена друидов. До сих пор эти мероприятия являются синтезом фестиваля валлийского языка и поэзии с неоязыческой церемонией прославления природы, с шествиями в белых балахонах, с посохами и венками из омелы. Примерно такой синтез мы и видим на видео посвящения королевы от 1946 года.

Тогда её пригласили как члена королевской семьи, на сугубо культурное мероприятие, на котором ей пожаловали титул вата (в новой иерархии это показатель высшего мастерства поэта). С точки зрения принцессы это был благожелательный кивок в сторону валлийской нации, королевская семья обязана участвовать в подобном, дабы народ не чувствовал себя покинутым. Для Мистического Круга Бардов (Mystic Circle of Bards), проводившего мероприятие присутствие принцессы было показателем признания. Ни о каком религиозном характере «посвящения» дело не шло, и никем так не воспринималось (о чём существует любопытный фактчек с подробностями).

Горсефы и эйстедводы проводят в Уэльсе до сих пор, это массовые мероприятия с большим количеством туристов. Больше всего это напоминает всё-таки фестивали валлийского языка, хотя в составе горсефов всё ещё существуют церемонии религиозного характера, а главенствующий на мероприятии носит звание «архидруида», впрочем не имеющего к историческим друидам никакого отношения.

Забавный факт, что в 2006 году, спустя 60 лет, королеву, и уже главу англиканской церкви, Елизавету II лишили титула вата и членства в организации за то, что она не знает валлийского языка.

Автор: Sergey

Для сайта: Druidism.ru

Наше сообщество: https://vk.com/druidism