Первый в истории ас

30 August

Людишкам всегда хотелось убивать друг дружку максимально эффективно. Но получалось не всегда.

Например, долгое время существовала проблема ведения самолётом-истребителем огня вперёд. Проблему предполагалось решить установкой синхронизатора. Такая приблуда должна была приостанавливать стрельбу из пулемёта на тот краткий миг, когда перед его дулом проносится лопасть винта. В противном случае её легко можно было отстрелить и на этой печальной ноте закончить карьеру. Кстати, такие случае бывали и в Первую Мировую, и во Вторую, и даже позже. Но речь не о том.

Французский инженер Солнье, разработавший свой синхронизатор ещё в 1913 году, не спешил с его внедрением. Работала его поделка ненадёжно, и риск остаться без винта прямо по среди боя оставался достаточно большим.

Такую неиллюзорную опасность удалось устранить путём установки на лопасти небольших металлических дефлекторов-отсекателей. Правда, это сказалось на тяге винта, зато позволило безбоязненно атаковать противника.

Это новшество предложил уроженец о. Реюньон Ролан Гаррос. Он был весьма интересной личностью. Спортсмен (занимался регби и теннисом), пианист, участник и призёр ряда крупных авиационных состязаний, он стал первым, кто совершил беспосадочный перелёт через Средиземное море.

В общем, он знал толк в авиации. Настолько, что, прослышав об объявлении войны, ночью в одиночку подготовил свой аэроплан к вылету и рванул через границу. Да, начало войны застало его в Германии, где он выступал с показательными номерами.

В общем, в феврале 1915 года он предложил конструктору Солнье идею дефлекторов, а уже 1 апреля того же года на усовершенствованном таким образом Morane-Saulnier вступил в бой против четвёрки немецких двухместных «Альбатросов».

«Это было ужасно. Через 25 секунд, показавшимися очень долгими, аэроплан врезался в землю в огромном облаке дыма. Наблюдатель был убит выстрелом в голову. Пилот был сильно изуродован, чтобы его можно было опознать. Остатки самолета со следами пуль были разбросаны вокруг», — так описал лётчик свою первую победу. Остальные три «Альбатроса» благоразумно скрылись, пока Гаррос «ужасался».

Дальше пошло как по маслу. За две последующие недели он сбил ещё пару самолётов противника. Другие два «принудил к миру», заставив совершить вынужденную посадку на французской территории. Кроме того, один немец в бою против нашего героя благополучно воткнул свой «Альбатрос» в поверхность планеты на глазах благодарной французской публики. Неплохой счёт!

Пилот британского Королевского лётного корпуса за такие заслуги уже был бы признан лучшем из лучших — как-никак, шесть побед! И во всех справочниках Гаррос числился бы как первый лётчик-ас. Но во Франции «в зачёт» писали только сбитых...

Впрочем, и без того Гаррос прославился на весь фронт. Даже немцы отреагировали на такую известность. Их лётчики старались сократить время нахождения над вражеской территорией до минимума — мало ли, а вдруг Гаррос?

Впрочем, бояться пришлось не слишком долго — уже вечером 18 апреля «Моран» прославленного француза был повреждён огнём с земли. Ролан попытался сжечь машину… Не срослось.

Собственно, Ролан Гаррос. Кстати, его фамилия читается именно как "Гаррос", а не "Гарро", как принято во французском языке. Дело в том, что род Гаррос первоначально обитал на юге Франции, где общались на окситанском диалекте.
Собственно, Ролан Гаррос. Кстати, его фамилия читается именно как "Гаррос", а не "Гарро", как принято во французском языке. Дело в том, что род Гаррос первоначально обитал на юге Франции, где общались на окситанском диалекте.

Так немцы получили сразу два важных «трофея» — известного пленника и замечательный аэроплан. Доведя до ума конструкцию синхронизатора, компании «Фоккер» и «Пфальц» начали выпуск копий французской машины, постепенно совершенствуя их. Первым же «настоящим» асом-истребителем стал другой знаменитый француз — Адольф Пегу, который в июне того же 1915 года сбил свой пятый германский самолёт.

Казалось бы, на этом можно и заканчивать нашу историю? Однако Ролан Гаррос так не считал.

Через три года ему удалось бежать из немецкого лагеря и пробраться к своим. Он быстро восстановил лётные навыки (помнят ручки-то!), освоил новую технику и...

«Нет, молодой человек!» - было заявлено ему в штабе Aéronautique Militaire. — «У вас уже и здоровье не то, противник куда лучше вооружён, да и тактика боя не та, что раньше. Потрудитесь во благо Франции испытателем! А в идеале - и вовсе на штабной должности. В конце концов, вы у нас герой, кавалер ордена Почётного Легиона. Зачем нам разбрасываться такими кадрами?». Только в августе 1918 года лейтенант Гаррос смог попасть в эскадрилью SPA-26.

С конца сентября эскадрилья вела напряжённые бои. 2 октября Гаррос одержал свою четвёртую и, как оказалось, последнюю победу. Через три дня его SPAD XIII не вернулся на аэродром. А ещё недели через три французские солдаты, перешедшие в наступление, обнаружили могилу, обозначенную как «Garros».

По печальной иронии судьбы, причиной гибели пилота считается неисправность синхронизатора. Во время боя он отстрелил лопасть винта своего самолёта и в бою против трёх «Фоккеров» был обречён.

До перемирия оставалось чуть больше двух недель...

Автор - Павел Заикин

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2