222K подписчиков

Пленённые орлы Бонапарта

983 прочитали

У каждого полка есть свое знамя. Появлению знамен, как войсковому символу, мы обязаны римлянам, точнее говоря реформе Гая Мария. Утеря такого орла, в будущем знамени, являлась большим позором и грозила расформированием подразделения, допустившего его утерю.

Дабы не пускаться в дебри, хотелось бы рассказать про орлов на палке, иначе говоря, полковом символе Первой Французской Империи, под руководством Наполеона Бонапарта.

Орёл представлял собой бронзовую фигуру орла на постаменте, весом примерно два килограмма, располагался он на древке, выше полкового знамени. На основании постамента, указывался номер полка, или в случае с Имперской Гвардией, надпись Garde Impériale. Внешний вид орла придумал Антуан-Дени Шоде, скульптор из Парижа. Отлиты гордые птички были в мастерской Пьера-Филиппа Томира, опять же скульптора и опять же из Парижа. Всего через три дня, после своей коронации, Наполеон раздал орлов разным полкам из различных уголков Франции, для укрепления чувства гордости и патриотизма.

Но, сегодня рассказ не о героических французских солдатах, а о случаях когда французский орёл доставался врагу.

Первый случай пришелся на 1805-й год, под Аустерлицем. Русская гвардейская кавалерия, при великом князе Константине порезала в капусту 4-й пехотный полк французов, захватив знамя с орлом. И ходя сражение было проиграно, захват знамени стал маленькой ложкой мёда в бочке дёгтя. Орла после сражения Наполеон, так и не нашёл.

Второй случай произошел в битве при Гейльсберге, двумя годами позже. Пострадавшим выступил 55-й пехотный полк. На счет личности захватившей орла есть сомнения. Один говорят, что это был сержант Антон Антонов из русского полка мушкетёров Пернова. Другие же говорят, что это был некий гусар из кавалерии Притвица.

Третий случай, год тот же. В битве при Эйлау, знамя и орла захватил Санкт-Петербургский 1-й уланский полк, за что им низкий поклон. В следующие пять лет, русским войскам не предоставили шанса урвать себе бронзовую птичку.

Зато повезло испанцам, через годик. После битвы при Байлене и первой капитуляции войск французского императора, испанским войскам, по условиям сдачи, были переданы знамена и целых три орла разом. Что, представляет из себя эдакий рекорд по унижению французов. Но, радость была недолгой, в 1810-м году, орлы были найдены в соборе Севильи и отправлены обратно в Париж.

Далее, битва при Барросе, 1811-й. Доблестные английские войска вырвали орла в кровавой схватке у французского 8-го пехотного. Прапорщик Эдвард Кеог и сержант Патрик Мастерсон (Мастерман, в зависимости от источника), обрели славу того дня. Увы, Эдвард был убит, как только он взялся за древко. Причём и маслину поймал и перо под ребро. Ой, то есть сражен пулей и заколот штыком. Сержант Патрик, не Харпер, но Мастерсон вырвал птицу из рук уже умирающего лейтенанта Газана, убив несколько французских пехотинцев. Сержант 1, офицеры 0. К слову, Восьмой Пехотный полк присутствовал и в Аустерлице, своеобразная месть французам.

В последствии англичане захватывали орла еще четыре раза. Два при Битве у Саламанки, проявил себя энсин Джон Пратт, лёгкая пехота 30-го полка, посрамив 22-й пехотный. В то же время второй батальон 44-го полка любителей чая вырвал очко, я хотел сказать, знамя с орлом у 62-го полка любителей лягушачьих лапок. Следующие два орла достались британцам почти что даром. При захвате Мадрида, внутри городских стен обнаружились орлы 13-го драгунского и 51-го пехотного.

Дальше отличись наши предки, в сражении при Красном. Пострадал 18-й пехотный, уважуху и респект обрел Уланский полк Её Величества лейб-гвардии. Это был последний захваченный орёл, до “Ста дней” Бонапарта.

Пришедшие к власти Бурбоны, принялись уничтожать всё связанное с Наполеоном, в том числе и полковых орлов, надеясь что покончили к корсиканцем навсегда. Но случился камбэк, Бонапарт вернулся и среди прочих его решений, было и создание новых бронзовых птичек. Новые, уступали по качеству, имели закрытый клюв и были более скорченными.

Тем не менее, парни с туманного Альбиона, захапали еще два орла и плевать они хотели, что они отличаются от старых. Битва при Ватерлоо, последняя попытка Наполеона обернулась поражением для всей армии и стыдом для 105-го и 45-го пехотных полков. 1-й полк Королевских Драгунов и Королевский Шотландский полк, имели повод для радости, несмотря на то, что битва была чистой мясорубкой.

Судьба захваченных орлов незавидна, некоторые пылятся в музеях, некоторые были украдены и не найдены. Но своё наследие они оставили. Перед смертью герцог Веллингтон, просил принести на похороны все трофеи, что захватила армия под его командованием. Орла, захваченного при Барросе, не оказалось и пришлось делать копию. Так же они остаются в виде значков у Королевских полков Великобритании. Общее количество захваченных французских орлов во время Наполеоновских войн: Три орла у испанцев, три или четыре, если не верить прусским историкам, у русских войск. Семь орлов, два из них нового образца, были отобраны англичанами, за что им и достается немножко уважения.

Раздача орлов Императором. Происходило сие событие 5-го декабря 1804-го года. Картина Жака-Луи Давида. 1810-й год.
Раздача орлов Императором. Происходило сие событие 5-го декабря 1804-го года. Картина Жака-Луи Давида. 1810-й год.

Потеря знамени, это не то событие, которое удивляет во время войны, ибо случится может всякое. Знамя могут потерять, сжечь, чтобы оно не досталось врагу, а можно вынести его к своим, рискуя жизнью и честью полка. Но это одно, совершенно другое дело, когда армия выступая под всеми своими флагами и знамёнами, во всей своей милитаристской красоте, сражаясь в кровавой борьбе обычных людей, в дыму пожарищ и пороха, среди растерзанных тел и покореженных орудий, яростно вырывает символ вражеского полка из рук знаменосцев и прочих солдат, не пожелавших отдать знамя врагу. Отбирает и гордо упирая древко в землю, или увозя прочь с радостными криками, как бы заявляет : Сегодня, победа за мной!

Автор - Андрей Казаков

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2