Друзья, сегодня у нас фотопост. Он целиком посвящен каким-то отдельным, интересным моментам испытаний автомобилей ЛуАЗ, которые оказались запечатлены на фотопленку. Все снимки сделаны еще в бытность СССР. Ну что, давайте порассматриваем их вместе?
В 1966 году на Луцком машиностроительном заводе собрали первую опытно-промышленную партию из 50 автомобилей ЗАЗ-969В – так называемых «временных», у которых еще не было привода на задний мост. Два из этих пятидесяти – экземпляры с шасси № 000026 и 000029 – в декабре отправили в институт НАМИ, который организовал для них эксплуатационные испытания в Ленинграде, а затем в Москве. Отдельным пунктом программы испытаний стало сравнение проходимости ЗАЗ-969В с серийным «Москвичом» модели 407, проведенное в начале апреля 1967 года на грязных грунтовых дорогах. Момент этих испытаний как раз и показан на первом фото:
Да, в отсутствие заднего привода или хотя бы блокировки дифференциала, да при штатных дорожных шинах без развитых грунтозацепов, толкать ЗАЗ-969В приходилось так же часто, как и «Москвич». И у одной, и у другой машины протектор шин моментально «замыливался», и уже не было разницы, какие именно колеса ведущие – передние или задние. Правда, ЗАЗ-969В благодаря высокому клиренсу все же позволял ездить по дорогам с более глубокой колеей, но вот выбраться из этой колеи самостоятельно все равно был не в состоянии.
А на втором фото – тот же самый ЗАЗ-969В № 000029, только уже летом и на «зубастых» шинах повышенной проходимости. Стало, конечно, получше: вот из этого положения машина уже смогла выйти враскачку самостоятельно. Но в целом – проходимость только на переднем приводе все равно оставалась ограниченной. Задний ведущий мост нужен был «Волыни» как воздух! Ну а мы идем дальше: на следующей серии фотографий – 1976 год, ударные испытания одного из ранних опытных образцов ЛуАЗ-969М.
Первым делом машину отправили в бетонный куб (фото №3). Бах! Да, а машина-то «железная», прямо как УАЗ! Хоть никакой рамы у «Волыни» нет, но величина деформаций кузова оказалась такой незначительной, что машину смогли отремонтировать, даже не меняя «кузовщину»!!! На пассажирах такая «монолитность» машины, конечно, сказывается самым негативным образом. Но факт: на следующем фото №4 – тем же самым летом 1976 года тот же самый ЛуАЗ-969М после ремонта (видны «пожеванные» капот и переднее крыло) ударили еще и тележкой-катапультой сзади.
Удар сзади ЛуАЗ тоже перенес почти без деформаций – только вылетело из своего проема в салон (!) ветровое стекло. Поэтому следом эту же машину той же самой катапультой добили в правый бок:
Впоследствии автомобили ЛуАЗ били на полигоне регулярно, и фронтальную часть их кузова смогли сделать немного более податливой. Вот, например, фотография №6, датированная 1980 годом, где погрузчик увозит от барьера очередной экземпляр разбитого ЛуАЗ-969М:
Видно, что характер деформаций уже несколько поменялся: крылья и брызговики поглотили больше энергии, а рамка ветрового стекла осталась на своем месте. Ну, а нам пора переходить к снимку №7:
Это зима 1978 года, испытания двухконтурной тормозной системы автомобиля ЛуАЗ-969А на скользком покрытии. Как видно, при экстренном торможении (педаль в пол) автомобиль занесло, и он вышел за пределы зачетного коридора, свалив один из конусов.
А вот еще более интересное фото №8, датированное 1986 годом. Судя по всему, это один из моментов тормозных испытаний в ходе доводочных работ по опытному автомобилю ЛуАЗ-2151 (модернизация ЛуАЗ-969М с передней подвеской McPherson, рейкой и новыми тормозами, но с сохранением двигателя от «Запорожца» и прежней внешности). Согласно отчету по испытаниями, при экстренных торможениях у нескольких образцов ЛуАЗ-2151 имели место случаи поломки тормозных барабанов. Похоже, на фотографии запечатлен как раз один из тех самых случаев: машину увело на «встречную полосу», и она едва не вписалась в отбойник.
На фото № 9 - 1986 год, момент длительных контрольных испытаний двух автомобилей ЛуАЗ-969М. Автомобили движутся по треку со сменными неровностями, хорошо «расшатывающими» кузов и заставляющими работать подвеску почти на полный ход.
На фото № 10 – 1989 год, ЛуАЗ-1301 – внедорожник совершенно нового поколения в ходе преодоления подъема крутизной (50%) на автополигоне НАМИ.
Ну, а мы переносимся в 1990 год. О! Тут будет целая фотоистория! Затравка такая: бригада испытателей Луцкого автозавода поехала в Узбекистан, в город Пскент, на строящуюся Южную испытательную станцию НАМИ. В составе «делегации» было несколько автомобилей: пара новейших ЛуАЗ-1301, пикап ЛуАЗ-13021 и ЛуАЗ-969М. В ходе испытаний «девятьсот шестьдесят девятый» застрял на берегу водохранилища в песчано-илистой субстанции:
Как видно, пробовали копать, пробовали толкать, но в итоге позвали на подмогу местный трактор – полноприводный Т-40АМ. Прицепили, потянули… Вот только полный привод у трактора не работал, а тракторист, судя по всему, попался горячий: долго жал на газ несмотря на то, что трактор с места не двигался. Поэтому…
… Поэтому трактор «прилип» рядышком с ЛуАЗом. Вот, на фото №12 довольный тракторист в перерыве между тасканием веток под колеса позирует луазовскому фотографу )) А закончилась история вот так:
«Волынь»-то испытатели вытащили собственными силами. Тракторист же, похоже, решил прорыть тоннель в Америку )) А на фото № 14 еще один момент из той же поездки в Пскент: ремонт ЛуАЗ-1301 в полевых условиях:
Хорошо ездить большой командой! Тогда никакой подъемник для ремонта не нужен )) Если очень постараться, то можно разглядеть необычную подвеску этого опытного ЛуАЗа: впереди у него McPherson + пневмобаллоны, сзади – сочетание пружин и пневмобаллонов. Благодаря пневматике кузов машины можно было временно приподнять над дорогой для преодоления препятствий.
Ну и завершим наш обзор фотографией с дмитровского автополигона, датированной 1991 годом. На ней мы видим, как по булыжнику комплекса специальных дорог едут пикап с 2-местной кабиной и пассажирский вариант ЛуАЗ-13011 с брезентовой крышей вместо остекленного пластикового колпака над задней частью салона. Это были последние модификации перспективных ЛуАЗов, которые успели разработать и испытать до развала Советского Союза.
Читайте также на канале «МАШИНА»:
- Сколько разных ГАЗ-66 вы знаете?
- Волга с мотором V8 для ралли Monte Carlo
- Как ЗАЗ-967 превратился в ЛуАЗ-967М
- ЛуАЗы, которые собирали на фирме "Валетта"