машина
38 262 subscribers

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

19k full reads

Друзья, не так давно мы показали, как выдерживали (точнее, НЕ выдерживали) фронтальный краш-тест "санитарка" УАЗ-452А и микроавтобус РАФ-2203 постройки 1970-х годов. А теперь предлагаю сравнить, как аналогичное испытание - удар в 100-тонный куб из бетона на скорости около 50 км/ч - выдержал другой их одноклассник, микроавтобус РАФ-977ДМ "Латвия". Вот наш подопытный:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Машина не новая, но совсем свежая: к лету 1973-го, когда проводилось испытание, она имела пробег 46 тысяч километров. Судя по состоянию и конструктивным особенностям, "рафику" было на тот момент один-два года. (В мелких деталях машины семейства 977 менялись постоянно, и у машин разных лет выпуска различаются передние панели, бамперы, двери, юбки кузова и т.д.).

Ну что, сдюжит? Или вряд ли?
Ну что, сдюжит? Или вряд ли?

Уже посмотрев ранее на то, во что превратились РАФ-2203 и УАЗ, сложно ожидать чего-то хорошего от машины, возраст конструкции которой еще больше. Поэтому манекен водителя и сбежал еще до удара )) На самом деле, "водителя" за руль не сажали, потому что его сиденье пришлось демонтировать, чтобы разместить в кабине телескопическую штангу, которая измеряла величину перемещения рулевой колонки вглубь салона. Но одного манекена в машину все же посадили: на левое одиночное сиденье третьего ряда. Вес машины перед ударом получился скромным: 1665 кг. Далее РАФ прицепили к тягачу, разогнали до положенной скорости и отстегнули от троса за пять метров до препятствия, отправив в свободный полет. Ну, что: вдребезги?

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Ого! А все не так уж и плохо! Посмотрим с другой стороны:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Нет, понятно, что у тех, кто сидел бы впереди, не было бы никаких шансов остаться с целыми ногами. Даже манекен, сиди он здесь, отправился бы на списание. Но если помните, у "санитарки" УАЗ-452А при краш-тесте сорвало кузов с рамы, из-за чего водительское сиденье оказалось раздавленным между рулевой колонкой и перегородкой кабины. А у микроавтобуса РАФ-2203 несущий кузов обладал такой низкой жесткостью передка, что кабина вообще сложилась, словно картонная. Тут же столь катастрофических повреждений не наблюдается в принципе! Кузов у РАФ-977ДМ тоже был несущим, так что ни с какой рамы его сорвать и не могло вследствие отсутствия этой рамы. Но при этом кузов оказался достаточно жестким и прочным, чтобы не потерять структурной целостности, как у РАФ-2203. Удивительно!

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Понятно, что с точки зрения снижения перегрузок на людей в салоне малая величина деформации кузова - это плохо. Но при сравнении повреждений трех указанных автомобилей и тяжести последствий для экипажа надо признать, что в случае с РАФ-977ДМ картина все-таки наилучшая.

Сдается, что РАФ после удара с 50 км/ч о бетонный кубик даже вполне подлежал восстановлению!
Сдается, что РАФ после удара с 50 км/ч о бетонный кубик даже вполне подлежал восстановлению!

Собственно, давайте теперь заглянем внутрь машины, сравнив кадры интерьера кабины "до" и "после". Сначала со стороны водителя:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Места для ступней ног почти не осталось, очень сильно вздыбилась педаль тормоза, упершись в колесную арку. Но величина перемещения рулевой колонки вглубь кабины маленькая, равно как и смещение оторванной панели приборов. Дальнейшую деформацию кузова остановили колеса и моторный отсек. В этом ракурсе только может вызвать вопрос, каким образом получило деформацию само рулевое колесо, если манекена водителя в кабине не было?

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Теперь кабина с пассажирской стороны. Места для ног нет, дополнительный травмирующий фактор - кожух отопителя, вылетевший из-под панели приборов. И снова очень хорошо видно погнутый руль... Ну, вы уже догадались, что с ним произошло? Вспомним, что у нас было в салоне:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

А там у нас был один непристегнутый манекен - как раз за местом водителя, только через один ряд. И вот, что с ним стало после удара:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

Погнув спинку дивана во втором ряду, он влетел прямо в кабину и ударился головой о руль. Хорошо, если не сломал при этом шею. Кстати, показательная деталь, свидетельствующая об уровне перегрузок в салоне: посмотрите на стекло двери багажника. Оно покрылось сеткой трещин, не испытав никакого прямого воздействия. Редкая картина...

Кстати, приключения "рафика" этим краш-тестом не закончились: после бетонного куба его немного "привели в чувство" и подвергли второму испытанию, пустив кувырком под откос. И там машина тоже продемонстрировала весьма интересные результаты! Впрочем, об этом как-нибудь поговорим отдельно.

Опрокидывание того же самого "рафика"
Опрокидывание того же самого "рафика"

Ну, и в качестве бонуса напомню, что мы однажды уже показывали на канале результаты краш-теста родственного "рафику" фургона ЕрАЗ-762А, разбитого на автополигоне в тот момент, когда Ереванский автозавод хотел получить разрешение на производство грузопассажирских модификаций своих машин. Вот фото того ЕрАЗа:

Краш-тест микроавтобуса РАФ-977ДМ, 1973 год (манекен водителя сбежал до удара)

А прочитать подробности и посмотреть больше кадров по испытанию ЕрАЗа можно ЗДЕСЬ