Легендарная "Копейка". Прекрасные архивные фото и немного истории

Несмотря на свой солидный возраст (в этом году «копейке» исполнилось 48 лет), ВАЗ-2101 до сих пор не воспринимается как ретро-автомобиль. А все потому, что «копеечки» распрекрасно катаются по дорогам нашей (и не только нашей) страны в качестве повседневного транспортного средства тысяч людей. Между тем, у ВАЗ-2101 совсем близко полувековой юбилей. Предлагаю полюбоваться прекрасными архивными фотографиями этого автомобиля и вспомнить его историю!

ВАЗ-2101: начало

В 1966 году итальянский Fiat-124 завоевал титул «Автомобиль года». Именно эту модель и было решено взять за основу при проектировании ВАЗ-2101. В результате совместной советско-итальянской работы, после внесения более 800 конструктивных изменений в конструкцию «Фиата», был создан автомобиль, пригодный для отечественных условий эксплуатации. Как мы теперь уже знаем, машина оказалась исключительно долговечной!

Советские поисковые эскизы 1967 года: вот так мог бы выглядеть ВАЗ-2101. Но итальянскую облицовку радиатора в итоге менять не стали, ограничившись только бамперами. Оно и правильно
Советские поисковые эскизы 1967 года: вот так мог бы выглядеть ВАЗ-2101. Но итальянскую облицовку радиатора в итоге менять не стали, ограничившись только бамперами. Оно и правильно
В 1974-м параллельно с ВАЗ-2101 начали выпускать улучшенную версию ВАЗ-21011: она вобрала несколько косметических изменений по интерьеру и экстерьеру, а также получила 1,3-литровый движок вместо 1,2-литрового. На этом фото слева - "одиннадцатая" модель, спава - "ноль первая"
В 1974-м параллельно с ВАЗ-2101 начали выпускать улучшенную версию ВАЗ-21011: она вобрала несколько косметических изменений по интерьеру и экстерьеру, а также получила 1,3-литровый движок вместо 1,2-литрового. На этом фото слева - "одиннадцатая" модель, спава - "ноль первая"

Почему автомобиль назвали «Жигули»?

Название автомобиля было определено в результате конкурса, проводившегося в газете «Советская Россия» и журнале «За рулем». Всего на выбор читателей предлагалось более 50000 названий: кроме «Жигулей», там были «Катюша», «Волжанка», «Аврора», «Искра», «Юность», «Атаман»... Ну и, конечно, «Ленинец» и «ВИЛ» (аббревиатура от В.И. Ленин). В результате победу одержало название «Жигули», а вот на экспорт машина отправилась под названием LADA.

Сотни новеньких "жигулей" на площадке готовой продукции
Сотни новеньких "жигулей" на площадке готовой продукции
А эти автомобили уже везут к потребителям
А эти автомобили уже везут к потребителям

Хроника

В апреле 1970 года на главном конвейере завода собрали первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, окрашенных в цвета флага РСФСР: 2 синих и 4 красных.

Экземпляр ВАЗ-2101 из заводского музея
Экземпляр ВАЗ-2101 из заводского музея

В 1971 году с конвейера сошел 100-тысячный ВАЗ-2101 светло палевого цвета. Этот автомобиль стал музейным экспонатом. В этом же году ВАЗ-2101 вышел на мировой рынок: под маркой LADA 1200 этот автомобиль впервые был представлен на международном автомобильном салоне в Брюсселе (Бельгия).

Конвейер сборки автомобилей ВАЗ-21013
Конвейер сборки автомобилей ВАЗ-21013

В 1972 году Волжский автомобильный завод получил международную премию «Золотой Меркурий», или «Оскар» в европейской торговле, как его еще называли.

Испытания ВАЗ-210 1 на Дмитровском автополигоне
Испытания ВАЗ-210 1 на Дмитровском автополигоне

В 1973 году Государственная аттестационная комиссия присвоила автомобилю ВАЗ-2101 Государственный Знак качества. А в 1974 году конвейер покинул миллионный автомобиль модели ВАЗ-2101!

ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102
ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102

Окончание эпохи

В 1983 году на конвейере Волжского автозавода был собран последний автомобиль модели ВАЗ-2101. Выпуск его люксовой модификации ВАЗ-21013 продолжался чуть дольше - до 1988-го. Согласно официальным данным, общий тираж автомобилей ВАЗ-2101 составил 2 702 657 штук (сюда явно включены также праворульные и милицейские модификации). Что касается люксовых ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013, то их было сделано еще как минимум 2 143 555 штук. Таким образом, суммарный тираж автомобилей всего семейства ВАЗ-2101 за 19 лет производства составил почти 4,85 млн. штук!

В 2000 году модели ВАЗ-2101 присвоили титул «Российский автомобиль XX столетия». Для определения победителя автомобильный журнал «За рулем» проводил референдум. В отборе «лучшего автомобиля» приняли участие более 80000 человек, большинство из которых отдали свой голос как раз за «Жигули» первой модели.

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова