ЛиАЗы с родины ЛАЗов

Друзья, в связи с достаточно большим интересом читателей, проявленным к постам об истории появления автобусов ЛиАЗ-5256, мы решили продолжить эту тему дальше. Итак, ранее у нас были опубликованы рассказы о предшественнике этих ЛиАЗов – автобусе «Мир» модели 11-630, а также о двух самых первых опытных образцах ЛиАЗ-5256 постройки 1979 года. Ссылки на эти материалы смотрите в конце поста. А сегодня – рассказ про следующую пару опытных образцов, разработанных и построенных в экспериментальном цехе львовского института ВКЭИавтобуспром в 1981 году.

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев
Фото: архив авторов

ЛиАЗ-5256 с кузовом № 112-Э во Львове
ЛиАЗ-5256 с кузовом № 112-Э во Львове

Результаты испытаний первой пары опытных образцов автобусов ЛиАЗ-5256, проведенные в период 1979-1980 годов, заставили внести в первоначальный проект довольно кардинальные коррективы. От компоновки со смещением двигателя к левому борту окончательно отказались, приняв за основу вариант с центральным расположением силового агрегата в заднем свесе. За счет пересмотра пропорций кузова заднюю дверь у него теперь также сделали двойной, попутно применив створки ширмового типа вместо планетарных. Существенным изменениям подвергся внешний облик, включая полное обновление дизайна передней и задней частей кузова. Высоту пола в салоне выровняли от передней до задней площадки, отказавшись от наклонных пандусов и ступени в центральном проходе, а ряды одноместных и двухместных сидений поменяли местами (одноместные установили справа). Наконец, доработали и перегородку кабины, сильнее изолировав ее от салона путем установки сбоку высокой двери для прохода водителя.

ЛиАЗ-5256 № 111-Э в первоначальном варианте – еще с рейсоуказателем в правом скате крыши
ЛиАЗ-5256 № 111-Э в первоначальном варианте – еще с рейсоуказателем в правом скате крыши

Автобусы с означенным комплексом доработок стали считаться машинами второй опытной серии. Всего их изготовили две штуки. Сборку первого образца завершили в апреле 1981 года, присвоив ему порядковый номер кузова № 111-Э, а второй (№ 112-Э) – в июле. Оба получили 210-сильные дизели КамАЗ-740 и 3-ступенчатые гидромеханические «автоматы» модели «Львов-3». Внешне эти автобусы главным образом отличались друг от друга конструкцией стеклоочистителя, декоративным оформлением передней панели кузова и наличием встроенного рейсоуказателя в правом скате крыши у более раннего образца (впоследствии был демонтирован).

Автобус № 111-Э. Обратите внимание, как много у него отличий от будущих серийных машин. Бросаются в глаза пластмассовые «очки» фар, несимметричное расположение эмблемы возле решетки воздухозаборника, трехщеточный стеклоочиститель. Ветровое стекло – из трех частей, с плоской центральной секцией и маленькими закругленными боковушками
Автобус № 111-Э. Обратите внимание, как много у него отличий от будущих серийных машин. Бросаются в глаза пластмассовые «очки» фар, несимметричное расположение эмблемы возле решетки воздухозаборника, трехщеточный стеклоочиститель. Ветровое стекло – из трех частей, с плоской центральной секцией и маленькими закругленными боковушками
Этот же автобус на фоне львовского автовокзала на Стрыйской улице. Листайте дальше галерею вправо!
Этот же автобус на фоне львовского автовокзала на Стрыйской улице. Листайте дальше галерею вправо!
Снова автобус № 111-Э на фоне львовских пейзажей, теперь – у Монумента Боевой славы Вооруженных Сил СССР, открытого в 1970 году в память о победе над фашизмом. В нынешнем году, кстати, монумент по распоряжению городских властей демонтирован
Этот же автобус на фоне львовского автовокзала на Стрыйской улице. Листайте дальше галерею вправо!
А таким автобус № 111-Э запечатлен на полигоне НАМИ в 1984 году: рейсоуказателя в скате крыши больше нет, противотуманных фар нет, второго зеркала с правой стороны нет
Этот же автобус на фоне львовского автовокзала на Стрыйской улице. Листайте дальше галерею вправо!

Экземпляр № 111-Э испытывался на полигоне НАМИ до конца 1984 года, в промежутках побывав на опытной эксплуатации в автобусных парках Ленинграда и Подольска. В свою очередь, автобус № 112-Э закончил цикл испытаний на год раньше, успев поработать на маршрутах Москвы и Ташкента. Теперь давайте рассмотрим 112-ю машину подробнее.

Что за место – думаю, повторять не надо )) Листайте дальше галерею вправо!
Что за место – думаю, повторять не надо )) Листайте дальше галерею вправо!
А тут 112-й автобус едет по булыжной дороге автополигона НАМИ
Что за место – думаю, повторять не надо )) Листайте дальше галерею вправо!
А вот тут видно крышу с тремя люками и четырьмя «грибками» вытяжной вентиляции
Что за место – думаю, повторять не надо )) Листайте дальше галерею вправо!
Снова фото с полигона. В этом ракурсе хорошо видны отличия по передку от автобуса № 111-Э: другое оформление передней панели, другое расположение фонарей, новая эмблема, двухщеточный стеклоочиститель, «очки» фар в цвет кузова. Листайте дальше галерею вправо!
Снова фото с полигона. В этом ракурсе хорошо видны отличия по передку от автобуса № 111-Э: другое оформление передней панели, другое расположение фонарей, новая эмблема, двухщеточный стеклоочиститель, «очки» фар в цвет кузова. Листайте дальше галерею вправо!
В задней части видимых отличий по кузову от автобуса № 111-Э не наблюдается
Снова фото с полигона. В этом ракурсе хорошо видны отличия по передку от автобуса № 111-Э: другое оформление передней панели, другое расположение фонарей, новая эмблема, двухщеточный стеклоочиститель, «очки» фар в цвет кузова. Листайте дальше галерею вправо!

Сохранилось несколько кадров с автобусом № 112-Э, заснятым во время эксплуатационных испытаний в Москве. Один из таких снимков с трафаретами 6-го маршрута – ниже:

А еще по автобусу № 112-Э сохранилось некоторое количество кадров «внутрянки». Вот, например, виды салона, причем в цвете:

Листайте еще вправо!
Листайте еще вправо!
Листайте еще вправо!

Как видно, внутри – ровные полы, простор и много света. Также хорошо видно, что кабина отгорожена от пассажирского салона лишь частично. Кстати, вот и фото самого рабочего места водителя:

Двери открываются и закрываются «по-икарусовски» – кнопками на правой части панели приборов. Как видно, есть отдельная кнопка, чтобы открыть или закрыть все двери сразу. Под дверными кнопками и лампами – кнопочный селектор автоматической коробки передач с пятью режимами. А закончим сегодняшний фотообзор тремя кадрами деталировки автобуса № 112-Э:

Компоновка моторного отсека
Компоновка моторного отсека
Монтажный блок под водительским боковым окном
Компоновка моторного отсека
Ресиверы пневмосистемы за лючками в левой боковине кузова
Компоновка моторного отсека

Спасибо за внимание. Ну что, по следующим опытным образцам львовских ЛиАЗов-5256 продолжаем аналогичным образом? У нас есть аналогичное по всем их машинам )))

Обещанные ссылки на предыдущие посты по теме:
-
Автобус 11-630 «МИР»
-
Автобусы ЛиАЗ-5256 1979 года постройки