Малоизвестная «Пчелка»

Не так давно на канале машina был опубликован материал про проект «Пчелка», разработанный в 1999 году по заказу завода «Автоагрегат» из города Кинешма Ивановской области (ссылка на этот пост будет внизу страницы). А вот что интересно, в девяностые годы существовал еще один интересный проект с одноименным названием: «Пчелку» разрабатывали и в стенах Тульского государственного университета по заказу Тульского машзавода. Об этом малоизвестном проекте я и хочу рассказать…

В 90-х годах по заказу Тульского машиностроительного завода в Тульском государственном университете приступили к разработке нового автомобиля под названием «Пчелка», который должен был заменить мотороллеры «Муравей». Полезная нагрузка казалось бы маленькой «Пчелки» составляла почти полтонны!

«Пчелка» имела 3-модульную конструкцию. Главным модулем выступала несущая рама с задней независимой подвеской и силовым агрегатом. На «Пчелку» установили дизельный ТМЗ-450Д тульского производства в паре с 5-ступенчатой коробкой передач с главной передачей от ВАЗ-2108.

Компоновка силового агрегата
Компоновка силового агрегата

Второй модуль был заменяемым и представлял собой всю переднюю часть машины. Замена модуля позволяла получить разные модификации: с разной длиной колёсной базы (от 1600 до 2000 мм), с разными кабинами (2- или 4-местные, с посадкой над или за передней осью, с жёстким или складным верхом и т.д.). Кроме того, «Пчелка» могла «превращаться» в трехколесную: при установке другого варианта нижней панели кабины, панели приборов, мотоциклетной передней подвески и руля, «Пчёлка» меняла свою колесную формулу с 4х2 на 3х2.

"Пчелка" со снятой платформой
"Пчелка" со снятой платформой
Ранняя "Пчелка" с открытой кабиной, карбюраторным мотором и трансмиссией от "Муравья"
Ранняя "Пчелка" с открытой кабиной, карбюраторным мотором и трансмиссией от "Муравья"

К третьему модулю относились быстросменные кузова или специальное навесное оборудование. Двигатель располагался поперечно в заднем свесе рамы. Для его обслуживания кузов можно либо снять совсем, либо откинуть на боковую сторону (фиксирующие пальцы каждой из сторон лежат на одной продольной оси). Благодаря такой конструкции «Пчелку» можно было превратить в микросамосвал: достаточно было добавить лишь гидронасос и рабочий гидроцилиндр.

Для серьезного ремонта платформу можно было откинуть в сторону
Для серьезного ремонта платформу можно было откинуть в сторону
А для быстрого доступа к двигателю в полу платформы предусматривался люк
А для быстрого доступа к двигателю в полу платформы предусматривался люк

Когда проект «Пчелка» был полностью готов, дальнейший сценарий развития, к сожалению, был типичным для того времени: машиностроительный завод ТМЗ не смог сохранить рентабельным даже существовавшее мотоциклетное производство, и осваивать производство нового автомобиля было просто не кому. Хранится «Пчелка» и по сей день в стенах Тульского государственного университета.

Пост про проект «Пчелка», разработанный в 1999 году по заказу завода «Автоагрегат» из города Кинешма Ивановской области: Проект «Пчелка»: русский Smart, не нашедший инвестора

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова