машина
35 079 subscribers

От "Запорожца" до "Чайки": краш-тесты советских легковушек 1970-х годов

125k full reads
149k story viewsUnique page visitors
125k read the story to the endThat's 84% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
От "Запорожца" до "Чайки": краш-тесты советских легковушек 1970-х годов

Друзья, сегодня сделаем небольшую паузу в нашей "мыльной опере" про реставрацию нашего "пазика" и предложим вашему вниманию архивный фотопост, посвященный краш-тестам советских серийных легковых автомобилей образца 1970-х годов. Для пущего интереса в обзор включены несколько машин, выпуск которых начался уже в 1980-е, но разработаны они тоже были именно в 1970-х годах. Сопроводительного текста практически не будет. Фотографии мы постарались подобрать в близких ракурсах; почти по каждой машине даны два кадра. Все удары производились в одинаковых условиях: в бетонный куб со 100% перекрытием с начальной скорости около 50 км/ч (реальная скорость "прилета", судя по отчетам, обычно получалась равной 48,5-50,5 км/ч). А уж кто перенес "знакомство с кубиком" лучше - предлагаем вам оценить лично. Только не забывайте при оценках, что величина нагрузок на "экипаж" чаще всего обратно пропорциональна деформации кузова...

ЗАЗ-968, год проведения краш-теста - 1973

Из нестандартного оснащения - опытная травмобезопасная рулевая колонка. Машину проверяли на соответствие Правилу ЕЭК ООН № 12, то есть на величину перемещения рулевой колонки вглубь салона. Она продвинулась на 111 мм, что было в пределах нормы. При этом перемещение рулевого вала на 270 мм вверх в вертикальной плоскости в то время правилами совсем не возбранялось, хотя всем было уже, конечно, очевидно, сколь это нехорошо.

ЗАЗ-968А, 1978 год

Кузов в целом перенес удар хуже, как будто бы жесткость передней его части уменьшилась. Разница хорошо заметна по крыше и ситуации с водительской дверью. Но рулевая колонка, надо отдать должное, сместилась вверх чуть меньше.

ЗАЗ-968М, 1979 год

От "Запорожца" до "Чайки": краш-тесты советских легковушек 1970-х годов

Прогресс с прошлой моделью хорошо заметен: даже ветровое стекло осталось в проеме! Рулевая колонка на фоне прошлых ударов повела себя отлично. дверной проем цел. В общем, конструкторы работали не зря!

ЛуАЗ-969М, 1980 год

Глядя на эти снимки, хочется уточнить - а автомобиль точно били в стену на 50 км/ч?! Но таки-да, точно. Вот ведь "броневик"! Но вот каково пришлось экипажу...

"Москвич-412ИЭ", 1975 год

Машина позднего выпуска: в 1976-м с конвейера уже пойдет новая модель 2140. Посему логично предположить, что на машине уже испытывали некоторые технические решения на перспективу. Передок противостоял удару хорошо; крюк надежно удержал капот в закрытом состоянии, благодаря чему ветровое стекло осталось в проеме. А вот дверной проем подкачал: верхняя часть двери заметно вылезла наружу.

"Москвич-427ИЭ"

Универсалы тоже испытывали! Собственная масса побольше, чем у седана, и результаты сразу похуже: и стеклу уже досталось, и рулевая колонка подальше сместилась, крыло капитально заклинило водительскую дверь, а та наехала на край задней двери.

ИЖ-2125, 1973 год

А вот ижевский "Комби" перенес удар явно лучше московского универсала! Задняя дверь на месте, передняя не заклинена.

"Москвич-2140", 1984 год

От "Запорожца" до "Чайки": краш-тесты советских легковушек 1970-х годов

А вот и удар "сорокового". Картина деформации передка заметно поменялась по сравнению с моделью 412! А вот с передним дверным проемом почти все то же самое, причем передняя дверь еще и заметно подтолкнула теперь заднюю - почти как в случае с универсалом.

ВАЗ-2101, 1972 год

Дверной проем совершенно цел, но капот выбил-таки стекло из проема. Перемещение рулевой колонки - плюс-минус на одном уровне с "Москвичами"-седанами.

ВАЗ-21011, 1981 год

Наглядное свидетельство того, что жесткость кузова машин первого семейства со временем не оставалась постоянной. Девять лет прошло от прошлого удара до этого, и разница по результатам краш-теста - не в пользу более поздней машины: крыша подломилась заметно сильнее. Во "взаимодействии" крыла и передней двери тоже есть отличия.

ВАЗ-21022, 1981 год

Вазовский универсал били на полигоне даже в праворульном исполнении. Серьезные отличия от удара седана ВАЗ-21011 того же года выпуска, вроде бы, не заметны.

ВАЗ-2103, 1973 год

Характер деформации "клетки" салона - практически как у раннего ВАЗ-2101, а вот передние брызговики явно отработали иначе (что хорошо видно по крыльям) - но так ведь у "трешки" передок заметно отличается.

ВАЗ-2106, 1980 год

Ну, тут всё ожидаемо: разницы с "тройкой" практически нет. Хотя всё так и должно было получиться, ведь силовая структура у них одинакова.

ВАЗ-2105, 1981 год

Только мне кажется, что картина деформации кузова по сравнению с 2106 стала хуже? Хотя рулевая колонка сместилась, конечно, меньше - она ж тут, наконец, получила шарниры, в отличие от всех прежних "Жигулей".

ВАЗ-2107, 1981 год

А вот тут уже все как надо: результат лучший среди всех "Жигулей": даже ветровое стекло осталось на месте. Удивительно, как отличаются последствия одинаковых ударов у 2105 и 2107, которые многими считаются практически одинаковыми машинами.

ВАЗ-2121, 1980 год

На скорости 50 при 100% перекрытии "запаска" под капотом еще не оказала значительного влияния на результат краш-теста. Дверной проем вообще остался невредимым. А вот если б удар пришелся только на левую сторону передка, или если бы скорость была повыше...

ГАЗ-24, 1974 год

Салону "Волги" такой удар будто бы нипочём!

ГАЗ-3102, 1982 год

По салону - все однотипно с "двадцать четверкой", а вот по деформации передка отличия есть.

УАЗ-469, 1969 год

От "Запорожца" до "Чайки": краш-тесты советских легковушек 1970-х годов

Краш-тест опытного "уазика", проведенный за три года до начала его производства. По результатам - такой же "броневик", как ЛуАЗ...

ГАЗ-14, 1981 год

"Чайку" - об стенку?! А как же! Машина тяжелая, и можно было ожидать не очень хорошую картину после удара, но нет: кузов отработал, как надо. Заломов на крыше нет, дверные проемы в порядке, и ветровое стекло на месте.

ЗИЛ-4104, 1983 год

Как говорится, тут без комментариев: просто сравните эту картину с "Чайкой"... Так что да, ЗИЛ был далеко не во всём круче.

UPD: в продолжение темы - новый пост про краш-тест раннего прототипа ЗАЗ-968М 1976 года.