«Пчелка»: опытный микрогрузовик из Тулы

22 February

Автомобильчик на снимках, размещенных в этом посте, называется «Пчелка», а разработан и построен он был в конце 1990-х в стенах Тульского государственного университета по заказу Туламашзавода.

«Пчелка»: опытный микрогрузовик из Тулы

Он должен был стать преемником мотороллеров «Муравей» и имел модульную конструкцию. Всего модулей в нем три. Основной модуль — это несущая рама вместе с независимой задней подвеской и силовым агрегатом (11-сильный тульский дизель ТМЗ-450Д, понижающий редуктор и коробка передач вместе с главной передачей от ВАЗ-2108).

"Пчелка" - не самосвал: кузов откидывался в сторону силами одного человека для удобства проведения ремонта силового агрегата или задней подвески
"Пчелка" - не самосвал: кузов откидывался в сторону силами одного человека для удобства проведения ремонта силового агрегата или задней подвески
Альтернативный вариант доступа к двигателю - люк в полу грузовой платформы
Альтернативный вариант доступа к двигателю - люк в полу грузовой платформы
Вид на силовой агрегат с поднятой платформой
Альтернативный вариант доступа к двигателю - люк в полу грузовой платформы
А здесь платформа уже полностью снята
Альтернативный вариант доступа к двигателю - люк в полу грузовой платформы
Вид на силовой агрегат снизу со стороны правого заднего колеса
Альтернативный вариант доступа к двигателю - люк в полу грузовой платформы

Второй модуль — это весь передок машины. В данном образце он состоял из закрытой 2-местной кабины, независимой передней подвески от «Оки» и рулевой рейки от «восьмерки» с оригинальным угловым редуктором. Лобовое стекло с «дворником», панель приборов, рулевую колонку и фары также позаимствовали у «Оки». Заменяя второй модуль, проектом предусматривалась возможность получения модификаций с разной длиной колесной базы (варьировалась от 1,6 до 2 метров), разными кабинами (2- или 4-местные, с посадкой над или за передней осью, с жестким или съемным брезентовым верхом) и даже разными колесными формулами — установив иные нижнюю панель кабины, панель приборов, мотоциклетные переднюю подвеску и руль, «Пчелку» можно было превратить из четырехколесной в трехколесную.

Панель приборов и руль - от серпуховской "Оки"
Панель приборов и руль - от серпуховской "Оки"

Ну, а последний модуль – это различные сменные кузова и навесное оборудование. На опытном образце успели опробовать две бортовые платформы: длинную основную и укороченную, позволяющую установить между ней и кабиной дополнительную лавочку на двух человек. Для обслуживания двигателя, расположенного поперечно в заднем свесе рамы, кузов можно было либо снять совсем, либо откинуть на боковую сторону. Такая конструкция кузова позволила бы легко в будущем превратить машину в микросамосвал. Нужно было только добавить гидронасос и силовой гидроцилиндр. Полезная нагрузка «Пчелки», к слову, составляла без малого полтонны.

«Пчелка»: опытный микрогрузовик из Тулы

Увы, когда проект был готов, осваивать его уже было по сути некому: машиностроительный гигант ТМЗ к тому моменту не смог сохранить рентабельным даже существовавшее мотоциклетное производство. А сама «Пчелка» жива до сих пор – она хранится в ангаре ТулГУ.

Уже больше двадцати лет "Пчелка" так и хранится в Тульском госуниверситете
Уже больше двадцати лет "Пчелка" так и хранится в Тульском госуниверситете

А в качестве постскриптума - несколько плохоньких картинок еще одного микрогрузовика, построенного в ТулГУ в более ранний период времени. Назывался он точно так же «Пчелкой», но имел более простую открытую кабину и карбюраторный мотор с трансмиссией от серийного мотороллера «Муравей».

Более ранняя "Пчелка" на агрегатах мотороллера "Муравей"
Более ранняя "Пчелка" на агрегатах мотороллера "Муравей"
Более ранняя "Пчелка" на агрегатах мотороллера "Муравей"
Более ранняя "Пчелка" на агрегатах мотороллера "Муравей"