По земле и воде

Друзья, сегодняшний пост про уникальный советский автомобиль-амфибию НАМИ-055 будет представлять собой главу из книги «Советские полноприводные. Том 1. Легковые». Публикуется с разрешения авторов. Приятного просмотра!

Первые советские амфибии (легковая МАВ и грузовая БАВ) представляли собой попытки создать отечественные аналоги конструкций, давно освоенных в производстве зарубежными компаниями. То есть в данном случае отечественная автомобильная промышленность выступала в роли догоняющего. Однако уже через полтора десятка лет после первых экспериментов в этом направлении в Советском Союзе смогли создать водоплавающий автомобиль, равных которому по характеристикам еще долго не было во всем мире.

Отдел автомобилей высокой проходимости института НАМИ еще с 1957 года приступил к изучению малой немецкой амфибии Trippel SG6 военного времени. Эта машина благодаря малому весу и хорошо проработанной форме понтонного кузова, похожего на корпус быстроходного катера, обладала хорошими водоходными качествами: она развивала на плаву скорость до 12 км/ч при наличии двигателя мощностью всего 55 сил.

На основе опыта, накопленного во время испытаний «Триппеля», в 1958 году в институте построили собственную амфибию аналогичного класса, получившую обозначение НАМИ-055. Ее цельнометаллический кузов, разработанный В.М. Овчинниковым и И.А. Стригиным, при тех же габаритах и вместимости (4 человека) получился более изящным, чем у «Триппеля».

Как и немецкий прототип, советская амфибия получила независимую подвеску всех колес и опускаемый вручную гребной винт. Однако если Trippel в качестве упругих элементов подвески имел обычные пружины, то для НАМИ-055 разработали оригинальные пневмогидравлические стойки, позволившие осуществлять регулирование дорожного просвета в диапазоне от 80 до 300 мм. Во время преодоления препятствий водитель максимально приподнимал кузова над дорогой, а на плаву колеса, напротив, поджимались к днищу для снижения сил сопротивления.

Опытный образец малой амфибии НАМИ-055 на фоне серийного трехосного десантно-транспортного плавающего автомобиля БАВ (он же ЗИЛ-485) грузоподъемностью 2,5 т
Опытный образец малой амфибии НАМИ-055 на фоне серийного трехосного десантно-транспортного плавающего автомобиля БАВ (он же ЗИЛ-485) грузоподъемностью 2,5 т

Донором силового агрегата и главных передач для НАМИ-055 послужил «Москвич» модели 410Н, а вот разрезные мосты под независимую подвеску были разработаны специально для амфибии. Кроме того, «москвичевская» трансмиссия была дополнена упругими демпферами, предохраняющими ее узлы от разрушения при ударных нагрузках во время выхода на берег. В отличие от амфибий МАВ, привод на гребной винт сделали независимым от колес, организовав отбор мощности не от раздаточной коробки, а от вторичного вала коробки передач. Это позволяло отключать на плаву бесполезный привод на колеса, передавая 100% крутящего момента двигателя гребному винту, а при выходе на неподготовленный берег, наоборот, оказывать винтом более эффективную помощь ведущим колесам. Для удаления проникающей в кузов воды на машину установили трюмный насос.

В указанной конфигурации амфибия НАМИ-055 смогла достигнуть на плаву скорости 12,3 км/ч. Как видно, аналогичный показатель «Триппеля» удалось немного перекрыть, даже несмотря на двигатель меньшей мощности. Для сравнения – «максималка» серийных амфибий ГАЗ-46 не превышала 10 км/ч. Однако конструкторы рассчитывали на еще более высокие результаты, а потому вскоре подвергли машину модернизации, установив вместо 45-сильного «москвичевского» двигателя агрегат от чешской «Татры» вдвое большей мощности. Но с ним скорость на плаву увеличилась всего до 14,5 км/ч. Стало очевидно, что путь банального увеличения мощности на амфибии с водоизмещающим корпусом – тупиковый.

Проведенные впоследствии исследования показали, что дальнейший ощутимый прирост скорости возможен только путем кардинального снижения сил сопротивления, что достижимо только при условии максимального вывода корпуса амфибии из воды. Добиться этого можно было тремя путями: за счет подводных крыльев, глиссирования или воздушной подушки. Как наиболее простой в практической реализации, был выбран путь установки на машину комплекта подводных крыльев. В указанной работе сотрудникам НАМИ оказывали помощь специалисты Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово», имевшие опыт создания теплоходов «Ракета» на подводных крыльях. На экспериментальные изыскания, проектные работы и переоборудование прежнего опытного образца ушло три года: к практическим испытаниям амфибии на подводных крыльях, получившей в таком виде индекс НАМИ-055В, удалось приступить в 1961-м. Комплект из трех крыльев (двух передних и одного заднего) вручную откидывался с палубы при спуске на воду. Весь процесс выхода амфибии на крылья с момента начала движения занимал около 40 секунд, после чего скорость быстро увеличивалась до максимальных 58 км/ч.

Несмотря на выдающиеся результаты испытаний, дальнейшего развития проект амфибии на подводных крыльях не получил в связи с низкой универсальностью машины и отсутствием фактической потребности армии и народного хозяйства в технике такого рода.

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!

Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова