Проект «Альткам»: как в России пытались создать тягач европейского уровня

В 1989 году между ПО «КамАЗ» и австрийской фирмой Altro Gmbh было образовано совместное предприятие «Альткам» («Альтро-КамАЗ»). Оно было задумано для сборки грузовиков из импортных комплектующих, которую начали в 1990 г. на арендованных у КамАЗа площадях. Первой продукцией СП стали седельный тягач КамАЗ-5425 и бортовой грузовик КамАЗ-5325 (4х2) с финскими кабинами Sisu SM. Чуть позже финскую кабину адаптировали и к трехосному шасси КамАЗ-5320 (6х4), а также спроектировали вариант грузовика КамАЗ-5325 с третьей подъемной осью BPW (6х2).

КамАЗ-5425 с кабиной Sisu (фото из архива М.Шелепенкова, автополигон НАМИ, 1990 г.)
КамАЗ-5425 с кабиной Sisu (фото из архива М.Шелепенкова, автополигон НАМИ, 1990 г.)
КамАЗ-5325 с кабиной Sisu (фото Н.Маркова, г.Тула, 2005 г.)
КамАЗ-5325 с кабиной Sisu (фото Н.Маркова, г.Тула, 2005 г.)
КамАЗ-5325 с третьей подъемной осью (заводское фото, 1991 г.)
КамАЗ-5325 с третьей подъемной осью (заводское фото, 1991 г.)
Бензовоз НефАЗ-6605 на шасси КамАЗ-5320 с кабиной Sisu (фото из архива М.Шелепенкова, выставка MIMS’92)
Бензовоз НефАЗ-6605 на шасси КамАЗ-5320 с кабиной Sisu (фото из архива М.Шелепенкова, выставка MIMS’92)

Все эти машины, получив новую внешность, технически еще мало отличались от серийных камских грузовиков. Основным же экспортным продуктом СП должен был стать седельный тягач КамАЗ-5425МА (4х2) с турбодизелем Cummins LTAA1 0-325-10 мощностью 325 л.с., коробкой передач Eaton, мостами Raba и кабиной Sisu SM с новым оперением. Мелкосерийное производство этих машин удалось наладить к 1992 году, подписав соглашение с фирмой Cummins о поставке двигателей. В процессе сертификации с середины 1992 года их индекс поменялся на Альткам-5443.

Заводской буклет на тягач КамАЗ-5425МА
Заводской буклет на тягач КамАЗ-5425МА
Тягачи КамАЗ-5425МА в процессе сборки (заводское фото)
Тягачи КамАЗ-5425МА в процессе сборки (заводское фото)
Готовые тягачи КамАЗ-5425МА (заводское фото)
Готовые тягачи КамАЗ-5425МА (заводское фото)
Интерьер кабины тягача КамАЗ-5425МА (заводское фото)
Интерьер кабины тягача КамАЗ-5425МА (заводское фото)

В 1994 году с целью расширения объемов выпуска техники сборку грузовиков передали новому предприятию ОАО «Альткам-Т» из города Рассказово Тамбовской области. Его соучредителем выступило одно из подразделений Газпрома – ПО «Ремонттрубопроводтехника». На новом месте продолжили выпуск седельных тягачей прежней модели Альткам-5443 (4х2). К этому времени машины комплектовали моторами Cummins L325-11 мощностью 325 л.с. С 1996 года в Рассказово также штучно начали строить 20-тонные строительные самосвалы Альткам-6550 (6х4), разработанные СП «Альткам» совместно с Нефтекамским автозаводом, а также седельные тягачи Альткам-655091 (6х4) и бортовые грузовики с колесной формулой 4х2.

Строительный самосвал Альткам-6550 (фото А.Новикова, Московский салон 1996 года)
Строительный самосвал Альткам-6550 (фото А.Новикова, Московский салон 1996 года)
Седельный тягач Альткам-655091 (фото Н.Маркова, г.Тула, 2007 г.)
Седельный тягач Альткам-655091 (фото Н.Маркова, г.Тула, 2007 г.)

Завершить модельный ряд планировалось грузовиками Альткам-64432 (8х4), но эти машины так и не были построены. Производственная деятельность на ОАО «Альткам-Т» велась до 1998 года, прекратившись в результате начавшегося передела собственности. До 1999 года СП «Альткам» пыталось возобновить производство на рассказовской площадке в рамках нового юрлица ЗАО ОПП «Альткам», но без особого успеха. Последней продукцией предприятия стали самосвалы Альткам-655031 с надстройками Нефтекамского автозавода, позаимствованными у КамАЗ-6520. Они получили мосты Rokwell и югославские кабины FAP (по лицензии Mercedes-Benz), так как производство кабин Sisu SM к этому времени уже было прекращено.

Строительный самосвал Альткам-655031 с кабиной FAP (заводское фото)
Строительный самосвал Альткам-655031 с кабиной FAP (заводское фото)

В апреле 1999 года СП «Альткам» выступило учредителем новой компании ЗАО «Дубненский автомобильный завод» в Московской области, однако развернуть там задуманное производство семейства грузовиков типа «Альткам» под новой маркой «ДАЗ» так и не удалось.

Николай Марков для канала "МАШИНА"
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации,

СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!