Профит, Тайга и Тундра: редкие вариации грузовиков ГАЗ

30 March

Текст: Николай Марков, фото автора и компании "Чайка-Сервис"

В 2007 году на нижегородском автозаводе «Чайка-Сервис» разработали грузовой фургон на шасси грузовика «Валдай», особенностью которого стал вместительный кузов, объединенный в один объем с кабиной. Кузов этот имел прочный стальной каркас и наружные панели из пластика, причем из кабины предусматривался прямой доступ в грузовой отсек через сдвижную дверь в задней стенке. Накануне премьеры изготовитель через журнал «Грузовик Пресс» объявил конкурс на лучшее название для новинки. Я тоже принял участие в конкурсе и, как ни странно, победил. Так фургон получил предложенное мной имя «Валдай Профит» (с английского переводится как «прибыль», да еще в составе названия присутствует понятное всем слово «профи» – в общем, два в одном), а мне в качестве приза вручили ноутбук и цифровую «мыльницу».

Катаюсь на первом «Валдае Профит» по территории Нижегородской ярмарки, ноябрь 2007 года
Катаюсь на первом «Валдае Профит» по территории Нижегородской ярмарки, ноябрь 2007 года
Катаюсь на первом «Валдае Профит» по территории Нижегородской ярмарки, ноябрь 2007 года

На следующий, 2008 год, Чайка-Сервис совместно с Невской технической компанией построили второй образец «Валдай Профит» в варианте короткобазного инкассаторского броневика. А дальше приключились известные кризисные события, и спрос на столь дорогие эксклюзивные фургоны полностью сошел на нет.

Инкассаторский броневик на базе «Валдая Профит», выставка COMTRANS-2008
Инкассаторский броневик на базе «Валдая Профит», выставка COMTRANS-2008

Однако оснастка для производства пластиковых кузовных элементов уже была подготовлена, так не пропадать же добру?! И тогда на «Чайка-Сервисе» на основе панелей кузова «Профит» начали делать весьма востребованные закабинные спальные модули для «Валдаев» и «ГАЗелей».

«Валдай» с закабинным спальным модулем «Профит»
«Валдай» с закабинным спальным модулем «Профит»

А следующим логичным шагом стало изготовление двухрядной кабины на основе спального модуля «Профит». В первоначальном варианте (2009 год) такая кабина не имела отдельной двери для второго ряда: посадка всех пассажиров осуществлялась через штатную правую дверь, а для возможности прохода назад пассажирское сиденье в первом ряду пришлось сделать 1-местным. Преимуществом кабины «Профит» была не только долговечность (прочный каркас, нержавеющая облицовка), но и простор: все четверо пассажиров второго ряда за счет высокой крыши могли свободно встать в полный рост – например, чтобы переодеться. Кабины этого типа получили распространение на автомобилях для перевозки ремонтных бригад у «коммунальщиков» и «дорожников».

«Валдай» с двухрядной кабиной без дополнительной двери
«Валдай» с двухрядной кабиной без дополнительной двери

Наконец, примерно в 2010 году стали появляться первые образцы «Валдаев» с двухрядной кабиной, получившей отдельную дверь для задних пассажиров с правой стороны. Вместимость кабины при этом выросла с 6 до 7 человек, поскольку спереди теперь стояло 2-местное пассажирское сиденье. Кроме того, все подушки сидений второго ряда были сделаны откидными, что позволяло при необходимости положить и запереть на полу в задней части кабины какой-то ценный груз.

Удлиненный «Валдай» ГАЗ-33106 с КМУ Tadano и модифицированной двухрядной кабиной с отдельной задней дверью. В марте 2011-го я перегонял эту машину с завода из Нижнего Новгорода во Владимир, потом ездил на ней же по Вологодской области. Это был один из первых экземпляров «Валдая» с совсем непривычным тогда еще дизелем Cummins. Помню, что в сравнении со старыми «Валдаями», на которые прежде ставили белорусские дизели ММЗ, этот автомобиль показался мне очень тихим!
Удлиненный «Валдай» ГАЗ-33106 с КМУ Tadano и модифицированной двухрядной кабиной с отдельной задней дверью. В марте 2011-го я перегонял эту машину с завода из Нижнего Новгорода во Владимир, потом ездил на ней же по Вологодской области. Это был один из первых экземпляров «Валдая» с совсем непривычным тогда еще дизелем Cummins. Помню, что в сравнении со старыми «Валдаями», на которые прежде ставили белорусские дизели ММЗ, этот автомобиль показался мне очень тихим!

Следующий виток развития кабины типа «Профит» пришелся на 2012 год. Тогда в экспозиции выставки «Строительная техника и технологии» автозавод «Чайка-Сервис» представил полноприводный грузовик «Тайга»: сочетание шасси ГАЗ-3308 «Садко» и той же самой двухрядной кабины на 7 человек, которую двумя годами ранее освоили для «Валдая». Правда, переднее оперение конструкторам пришлось разработать заново: его традиционно изготовили из пластика, встроив в крылья фары от «Валдая».

«Тайга» с гидроподъемником Чайка-Socage
«Тайга» с гидроподъемником Чайка-Socage

Получилось стильно, да и с функциональностью у оперения «Тайги» дела обстояли неплохо: на бампере предусмотрели тросовую подножку, площадку для обслуживания двигателя, окна для доступа к буксирным петлям и штатные точки установки «противотуманок». Широкий капот открывался на большой угол и обеспечивал нормальный доступ к большинству узлов. Не особенно удобно было подлезать разве что к бачку гидропривода сцепления и маслозаливной горловине двигателя, но изогнутая воронка проблему решала. Приятный нюанс для водителя – на «Тайгу» установили доработанную панель приборов и руль от «ГАЗели Бизнес» (серийные «Валдаи» всю жизнь довольствовались «приборкой» образца 2003 года). А учитывая большую высоту расположения кабины над дорогой, у задней двери появилась откидная подножка с электроприводом.

«Тайга» (индекс по ОТТС – мод. 278441) предназначена для установки спецнадстроек и предлагается как с обычной, так и удлиненной (на фото) колесной базой
«Тайга» (индекс по ОТТС – мод. 278441) предназначена для установки спецнадстроек и предлагается как с обычной, так и удлиненной (на фото) колесной базой
«Тайга» (индекс по ОТТС – мод. 278441) предназначена для установки спецнадстроек и предлагается как с обычной, так и удлиненной (на фото) колесной базой
«Тайга» (индекс по ОТТС – мод. 278441) предназначена для установки спецнадстроек и предлагается как с обычной, так и удлиненной (на фото) колесной базой
В кабине «Тайги» – симпатичная панель приборов от «ГАЗели Бизнес»
В кабине «Тайги» – симпатичная панель приборов от «ГАЗели Бизнес»
Под капотом «Тайги» может скрываться любой из двигателей, которым комплектуется базовый грузовик «Садко»: ММЗ (на фото), ЯМЗ или Cummins
В кабине «Тайги» – симпатичная панель приборов от «ГАЗели Бизнес»

В дальнейшем автозавод «Чайка Сервис» в течение нескольких лет привозил на специализированные выставки все новые и новые экземпляры спецтехники на шасси «Тайга» – в основном специальные автофургоны и автогидроподъемники.

Тайга-VIP мод. 278441 на шасси ГАЗ-33088 со стандартной колесной базой
Тайга-VIP мод. 278441 на шасси ГАЗ-33088 со стандартной колесной базой
Тайга-VIP мод. 278441 на шасси ГАЗ-33088 со стандартной колесной базой
Тайга-VIP мод. 278441 на шасси ГАЗ-33088 со стандартной колесной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой
А здесь – снова вариант с длинной базой

Однако был у «Тайги» и конкурент. Еще в 2009 году ООО «Роскомтранс», изготовитель различной спецтехники из того же нижегородского региона, предложил покупателям своих автогидроподъемников модифицированное шасси ГАЗ-3308 «Садко» с 3-местной кабиной от «Валдая». Актуальность такого «апгрейда» обуславливалась тем, что в состав большинства ремонтных бригад, использующих автогидроподъемники, входило 3 человека, а кабина стандартного «Садко» вмещала только двоих. Подобные гибриды на «Роскомтрансе» начали мелкосерийно изготавливать по индивидуальным заказам, причем назвали их… Угадаете с одного раза? Правильно, «Тайга»!

«Тайга» от фирмы «Роскомтранс»: симбиоз шасси «Садко» и кабины от «Валдая»
«Тайга» от фирмы «Роскомтранс»: симбиоз шасси «Садко» и кабины от «Валдая»

В 2012 году та же фирма, но переименованная в «Рускомтранс» (если вы не в курсе, за право использования фразы «РОС» в названии фирмы в нашей стране нужно каждый год платить государству!), показала на выставке «Строительная техника и технологии» новый вариант полноприводного грузовика с модифицированной кабиной от «Валдая». На сей раз машину нарекли «Тундрой». И надо сказать, что технически «Тундра» оказалась куда интереснее, чем могло показаться на первый взгляд, поскольку на кабине ее родство с техникой Горьковского автозавода и заканчивалось. В основе «Тундры» лежало шасси IVECO Daily 4х4. Целью создания такого гибрида был вывод на рынок компактного шасси высокой проходимости с более высокой грузоподъемностью (3,5 т), чем у «Садко» и «Тайги» (2,5 т). Для обеспечения приемлемой стоимости конечного продукта помимо «газовской» кабины на товарные машины предполагалось устанавливать 2,8-литровый дизель Cummins ISF, знакомый по «ГАЗелям». Правда, довести этот сложный проект до практической реализации «рускомтрансовцам» уже не удалось.

«Тундра» на шасси IVECO с кабиной от «Валдая»
«Тундра» на шасси IVECO с кабиной от «Валдая»
«Тундра» на шасси IVECO с кабиной от «Валдая»
«Тундра» на шасси IVECO с кабиной от «Валдая»

Читайте также на канале "МАШИНА":
-
Эволюция московских грузовиков от ЗИС-150 до ЗИЛ-164А
-
Как менялись кабины серийных грузовиков ГАЗ
-
Как менялись кабины опытных грузовиков ГАЗ