Серия Ретро. ГАЗ-24-95

В 1973 году, в соответствии со специальным заказом Кремля, на Горьковском автозаводе приступили к разработке нового «полноприводника» с кузовом от «Волги» ГАЗ-24: генсеку ЦК КПСС требовался комфортабельный автомобиль для поездок на охоту.

Новой полноприводной «Волге» был присвоен индекс ГАЗ-24-95. Несмотря на штучный характер производства, заводчанам требовалось не только провести ряд конструкторских работ, но и подготовить полный комплект документации для нового внедорожника.

У заводских конструкторов уже имелся успешный опыт по проектированию легкового автомобиля 4х4 с несущим кузовом: двумя десятилетиями раньше на ГАЗе успешно адаптировали к бездорожью «Победу», создав на ее основе полноприводный автомобиль М-72. Вот и теперь было решено строить автомобиль, подобный М-72, только из современных деталей и узлов.

Ожесточенная дискуссия, или кто кого

Камнем преткновения конструкторов полноприводной «Волги» стал вопрос: от чего позаимствовать «раздатку». В распоряжении заводчан было две серийных «легковых» полноприводных трансмиссии – от ГАЗ-69 и УАЗ-469. Мнения, какую же лучше использовать в производстве, разошлись.

Проектирование узлов полного привода в КБ было поручено Б.А. Дехтяру и Л.Д. Кальмансону. По мнению Кальмансона, было бы логично адаптировать к полноприводной «Волге» агрегаты от УАЗ-469. Однако на УАЗ-469 «раздатка» крепилась непосредственно к коробке передач и вообще не сочеталась в таком виде с кузовом ГАЗ-24: передний кардан получался совсем коротеньким, а угол его установки – критическим! С таким техническим решением был категорически не согласен Б.А. Дехтяр. Он предлагал взять за основу раздаточную коробку от ГАЗ-69: углы работы карданных валов получались приемлемые, и уровень вибраций был не так высок, что подтвердили стендовые испытания.

Разрешение конфликта

В разгар дискуссии ведущий конструктор проекта ГАЗ-24-95 Поспелов перешел работать с ГАЗа на ВАЗ. На его место был назначен Кальмансон. Дехтяр же не сумел отстоять свою точку зрения и покинул проект. В итоге после множественных испытаний и экспериментов с «раздаткой» УАЗ-469 было найдено более-менее приемлемое место для монтажа раздаточной коробки – чуть ниже силового агрегата и на равном расстоянии от мостов для обеспечения одинаковой длины переднего и заднего карданов. Но, несмотря на все попытки команды Кальмансона, окончательно побороть вибрации на некоторых режимах движения так и не удалось, а раздаточная коробка при работе продолжала издавать сильный вой. В итоге машины так и ушли к заказчикам с воем и вибрациями, но жалоб из Москвы не поступило.

Особенности ГАЗ-24-95

Отдельные элементы кузова «Волги» потребовали изменений: передние лонжероны сделали двойными, связанными парой поперечин. Полы усилили накладкой в районе выреза под рычаги управления «раздаткой». Убрали передний стабилизатор поперечной устойчивости, но установили задний.

В течение 1974 года вручную было построено 5 автомобилей ГАЗ-24-95. Два экземпляра были отправлены в Москву в кремлевский Гараж особого назначения. Еще два – в гараж Горьковского обкома КПСС. А одна машина осталась на заводе, где долгое время использовалась в качестве «служебной». На сегодня известно о трех сохранившихся образцах, два из которых принадлежат частным владельцам.

Если понравилось, не забывайте ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал!

Ранее в "Серия Ретро":
"Серия Ретро. ГАЗ-69" можно прочитать тут
"Серия Ретро. ЗАЗ-965/ЗАЗ-965А" можно прочитать тут
"Серия Ретро. Москвич" 410" можно прочитать тут