Советские внедорожники пятидесятых годов

17 September 2018

Друзья, это первая часть обзора, посвященного советским легковым внедорожникам, которые появились с 1951 по 1960 годы, под конец периода сталинского ампира и в разгар хрущевской оттепели. В этой части речь пойдет только об автомобилях ГАЗ. Следом будет опубликован пост об автомобилях «Москвич», ЗИС и НАМИ. Также хочу обратить внимание, что ранее уже публиковались аналогичные обзоры по внедорожникам 1930-х и 1940-х годов, прямые ссылки на них размещены в самом низу страницы. Приятного просмотра!

Главный советский внедорожник 1950-х годов – это, без сомнения, ГАЗ-69. Первый прототип этой машины появился еще в 1947-м, но серийное производство удалось наладить лишь во второй половине 1953 года из-за катастрофической загруженности конструкторско-экспериментального отдела автозавода им. Молотова другими проектами (особенно много сил забирали сразу три проекта амфибий, прорабатывавшихся фактически одновременно).

ГАЗ-69 (1954 г., фото из архива автора)
ГАЗ-69 (1954 г., фото из архива автора)

На конвейер автомобиль встал сразу с двумя вариантами кузовов: грузопассажирским двухдверным на 8 человек (ГАЗ-69) и пассажирским четырехдверным на 5 человек (ГАЗ-69А). Из-за острой нехватки площадей на ГАЗе выпуск «шестьдесят девятых» почти сразу передали на Ульяновский автозавод, где затем их и делали вплоть до 1973 года.

Впереди – ГАЗ-69А с прицепом ГАЗ-704, за ним – ГАЗ-69 с таким же прицепом (1967 г., фото из архива автора)
Впереди – ГАЗ-69А с прицепом ГАЗ-704, за ним – ГАЗ-69 с таким же прицепом (1967 г., фото из архива автора)

Используя агрегаты ходовой части ГАЗ-69, на заводе также спроектировали комфортабельный вездеход М-72 с закрытым несущим «победовским» кузовом – предшественника современных кроссоверов. Эта очень удачная модель выпускалась в 1955-1957 гг.

М-72 (фото из архива УКЭР ГАЗ)
М-72 (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Теперь вернемся чуть назад во времени к эпопее с амфибиями. ГАЗу приказом сверху поручили освоить выпуск амфибии «011», разработанной в московском институте НАМИ на агрегатах ГАЗ-67Б. Доводы горьковчан о том, что сам ГАЗ-67Б со дня на день снимут с производства, и что лучше сразу проектировать новую амфибию на агрегатах ГАЗ-69, во внимание приняты не были. Конструкция НАМИ-011 оказалась довольно сырой, а потому перед запуском в производство ее пришлось сильно «перелопатить». Но победить все недостатки не удалось, и товарные амфибии ГАЗ-011 (МАВ), собиравшиеся малыми сериями с 1951 года, оказались практически неработоспособными. Ситуацию с амфибиями даже «взяло на карандаш» Министерство госконтроля СССР! Промыкавшись еще пару лет с доводочными работами, в середине 1953 года газовцы убедили-таки основного заказчика снять неудачную амфибию с производства. За это время успели построить почти три сотни экземпляров ГАЗ-011.

ГАЗ-011 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)
ГАЗ-011 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Предполагая бесперспективность «ноль одиннадцатой» машины, на ГАЗе прямо параллельно с ее доводкой начали готовить совсем другую амфибию на агрегатах ГАЗ-69: она получила индекс ГАЗ-46 (и сохранила то же войсковое обозначение МАВ). Ее первые опытные образцы были готовы уже весной 1952 года, поэтому снятие с производства ГАЗ-011 в середине 1953-го не вызвало длительного перебоя с поставкой амфибий в инженерные войска: выпуск ГАЗ-46 удалось развернуть уже к концу 1954 года. Затем он продолжался на протяжении четырех лет. Далее выпуск ГАЗ-46 должны были передать на УАЗ, но не срослось… А к началу 1960-х основной заказчик и сам утратил интерес к технике такого рода. Общий тираж серийных ГАЗ-46 составил шесть с половиной сотен штук.

ГАЗ-46 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)
ГАЗ-46 МАВ (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Чтобы закрыть амфибийную тему на ГАЗе, нужно упомянуть еще одну экспериментальную машину – ГАЗ-48, она же МАВ-3. Это был плод больного воображения одного из рядовых конструкторов завода, который ловко проведенными интригами с письмами-доносами на имя Сталина умудрился лишить своих должностей директора, главного конструктора и его зама, а также начальника инженерных войск и замминистра автотракторной промышленности. Поводом стала ситуация вокруг ГАЗ-011. Доносчик пообещал Сталину разработать амфибию принципиального типа, которая наголову превзойдет по характеристикам и ГАЗ-011, и ГАЗ-46. И даже смог построить макетный образец – чрезвычайно сложный и тяжеленный! У него был изменяемый клиренс, бортовая трансмиссия с гитарными передачами, 16 карданами и 10 парами конических шестерен, рулевое управление с отдельными продольными тягами на каждое колесо… Но умение плести интриги не добавляет технических познаний: проект, обошедшийся в колоссальную сумму, закономерно закончился полным провалом. Удивительно, но зачинщика не только не расстреляли, но даже не посадили: видимо, ему крупно повезло, что Сталин к этому моменту уже умер.

ГАЗ-48, он же МАВ-3 (фото из архива УКЭР ГАЗ)
ГАЗ-48, он же МАВ-3 (фото из архива УКЭР ГАЗ)

Последним газовским внедорожником пятидесятых годов стала «малолитражка» М-73. Два опытных образца этой машины с 2-местными кузовами пикап и купе построили в 1954 году по настоянию Хрущева. Двигатель для М-73 применили от «Москвича» модели 402, а трансмиссию и ходовую часть спроектировали с нуля. На автозаводе им. Молотова эту машину выпускать было негде, а другого подходящего завода подобрать не удалось.

М-73 купе (фото из архива УКЭР ГАЗ)
М-73 купе (фото из архива УКЭР ГАЗ)
М-73 пикап (фото из архива УКЭР ГАЗ)
М-73 пикап (фото из архива УКЭР ГАЗ)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ! Начало серии можно посмотреть здесь:

Советские внедорожники сороковых годов

Советские внедорожники тридцатых годов

Николай Марков специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!