УАЗы бывали и такими!

21 July 2019

Видите на этой фотографии УАЗ? Нет? А между тем, он там действительно есть, и вовсе не за кустами, которые виднеются на фото на заднем плане. И даже не внутри прицепа. Нет, грузовик тут, конечно, никакого отношения к Ульяновскому автозаводу ни имеет: это обычный серийный «полноприводник» ЯАЗ-214. А вот прицеп, который он буксирует – имеет! Знакомьтесь: унифицированный аппаратный прицеп ПАУ-1 производства Ульяновского автозавода!

Откуда в программе УАЗа могла взяться такая штуковина? Ответ, на самом деле, очень простой: абсолютно все заводы, находившиеся в подчинении Министерства автомобильной промышленности, имели задания на выпуск тех или иных изделий военного назначения, в том числе специальной прицепной техники. В частности, прицепы для армии в 1950-е годы разрабатывали и строили МосЗИС, ГАЗ им. Молотова, ЯАЗ, ПАЗ, МАЗ, ЧМЗАП, ЛАЗ, СМЗ, завод автопогрузчиков во Львове, автоприцепные заводы в Ирбите и Ишиме, ну и вот УАЗ в том числе. Многие их этих специальных прицепов являлись секретными.

Первоначально УАЗ строил серию мало унифицированных между собой прицепов для размещения военного спецоборудования (в первую очередь – радиотехнических средств), которые к концу 1950-х уже устарели и перестали полностью устраивать основного заказчика. По этой причине в июне 1959 года УАЗ получил задание от Ульяновского совнархоза спроектировать новый облегченный прицеп с несущим кузовом. Таким прицепом нового типа и стал в итоге ПАУ-1. Первую пару опытных образцов завод изготовил в 1960 году, и именно они и представлены на этих фотографиях.

Прицеп-фургон ПАУ-1 имел грузоподъемность 6 тонн. Его кузов состоял из прочного несущего основания, сваренного из стальных гнутых швеллеров, легкого каркаса из стальных омегообразных профилей, а также приклепанных к каркасу сэндвич-панелей из армированного пенопласта с фанерной внутренней и дюралевой наружной обшивкой. При этом изнутри на стенках кузова могли монтироваться два «силовых пояса» для навески оборудования (комплекты поперечин, связывающих между собой вертикальные стенки каркаса).

Ну и весь этот кузов-фургон устанавливался сверху на две одноосные тележки с двухскатными колесами от УралЗИС-355М и рессорной подвеской. Интересно, что тормоза на прицепе имели пневмогидравлический привод: к тягачу подключалась пневматическая магистраль, которая управляла установленным на прицепе главным тормозным цилиндром гидравлической магистрали. Соответственно, непосредственно на колесах стояли обычные рабочие тормозные цилиндры от ГАЗ-51. И еще одна любопытная деталь – два стояночных тормоза: один – гидравлический, воздействовавший на главный тормозной цилиндр (и затормаживавший все колеса), а второй – механический, с непосредственным приводом на колодки задних колес.

В прицеп ПАУ-1 изначально закладывалась возможность трансформации: при помощи четырех штатных винтовых домкратов его можно было вывесить и выкатить из-под кузова обе тележки. А можно было выкатить только переднюю тележку и установить вместо нее сцепной шкворень: тогда прицеп превращался в полуприцеп и мог использоваться в паре с седельным тягачом ЗИЛ-157В. После испытаний и некоторой конструктивной доработки прицеп ПАУ-1 был принят к постановке на производство и впоследствии выпускался многие годы, поступая на вооружение Советской Армии и союзнических государств. При этом ходовую часть для серийных ПАУ-1 разработал Минский автозавод (прицеп-шасси мод. МАЗ-5310), а выпускали Тираспольский завод автоприцепов и Тавдинский механический завод.