ЗИЛ-131 и эксперименты завода АМУР

На волне большого успеха прошлого поста про НЕОБЫЧНЫЕ ВАРИАЦИИ ЗИЛ-131 мы решили продолжить тему и рассказать о не менее необычных модификациях «сто тридцать первого», которые строились уже в начале 2000-х в Новоуральске, на заводе компании «АМУР». Но для начала – небольшой экскурс в историю.

ЗИЛ-131
ЗИЛ-131

Не все знают, что в Москве автомобили «сто тридцать первой» серии выпускали лишь до 1994 года. Между тем, еще с октября 1987 года дублирующее производство тогдашней базовой модели «полноприводника» ЗИЛ-131Н организовали и на филиале МосавтоЗИЛа в закрытом городе Свердловск-44 (позднее переименованном в Новоуральск). Филиал этот назывался Уральский автомоторный завод. После акционирования в 1993-м он превратился в ЗАО «УАМЗ», оставаясь 100% «дочкой» московского головного предприятия и специализируясь на производстве древних «динозавров» серий ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Но московским «командирам» этот уральский актив был только в тягость, ни о каком развитии его речи и не велось… Собственными скромными силами новоуральцы пробовали самостоятельно модернизировать свою продукцию: на часть машин стали монтировать дизели, более просторные кабины от ЗИЛ-4331, попробовали создать удлиненные автобусные шасси.

ЗИЛ-433450К – новоуральский вариант «сто тридцать первого» с новой кабиной типа ЗИЛ-4331 и дизелем ЗИЛ-0550 собственного изготовления (фото из заводского архива)
ЗИЛ-433450К – новоуральский вариант «сто тридцать первого» с новой кабиной типа ЗИЛ-4331 и дизелем ЗИЛ-0550 собственного изготовления (фото из заводского архива)

Апофеозом этой недолгой самодеятельности стало создание пары экспериментальных грузовиков с оригинальными каркасно-панельными кабинами, которые по заказу УАМЗа разработали и построили в ООО «Буран Стайлинг Ателье» (Нижегородская обл.). Одну кабину – спальную – смонтировали на шасси 4х2, создав некое подобие магистрального седельного тягача, а вторую – дневную – установили как раз на «сто тридцать первое» шасси с дизелем. Эту машину презентовали в 2001 году под маркой ЗИЛ-433450У.

ЗИЛ-433450У с кабиной от «Буран Стайлинг Ателье». Все наружные панели – стеклопластиковые (изображение из заводского буклета)
ЗИЛ-433450У с кабиной от «Буран Стайлинг Ателье». Все наружные панели – стеклопластиковые (изображение из заводского буклета)

До производства подобной техники дело не дошло, поскольку уже в 2002 г. УАМЗ обанкротился, а в 2003-м его выкупил на торгах холдинг «Северная казна – Промышленность» с целью возрождения автомобильного производства. Предприятие получило новое название – АМУР: «Автомобили и моторы Урала». Вот тут и началось самое интересное! Возобновив производство грузовиков со старой советской кабиной модели ЗИЛ-131, на предприятии продолжили эксперименты по поиску альтернативной кабины, причем бескапотной, а также по созданию новых облегченных модификаций «сто тридцать первого» с колесной формулой 4х4. Что из это получилось? Смотрите на фото ниже!

Для начала – вот фотография серийных «сто тридцать первых» шасси «амурного» периода. При очередной сертификации они получили новую марку АМУР-531300 (фото Артема Коновалова, июнь 2006)
Для начала – вот фотография серийных «сто тридцать первых» шасси «амурного» периода. При очередной сертификации они получили новую марку АМУР-531300 (фото Артема Коновалова, июнь 2006)
Вот опытный АМУР-531384 со стандартной кабиной и колесной формулой 4х4 (фото Валерия Фролова)
Вот опытный АМУР-531384 со стандартной кабиной и колесной формулой 4х4 (фото Валерия Фролова)
А вот – очередная экспериментальная совместная работа новоуральцев и «Буран Стайлинга»: АМУР-531325 со стеклопластиковой кабиной. Эта машина дебютировала на Московском международном автосалоне 2008 года. Под капотом – дизель Д-245.30 Евро-3. Если присмотреться к форме дверей, можно заметить, что кабина спроектирована универсальной: заменив переднее оперение и основание, ее можно превратить и в бескапотную (для шасси 4х2)
А вот – очередная экспериментальная совместная работа новоуральцев и «Буран Стайлинга»: АМУР-531325 со стеклопластиковой кабиной. Эта машина дебютировала на Московском международном автосалоне 2008 года. Под капотом – дизель Д-245.30 Евро-3. Если присмотреться к форме дверей, можно заметить, что кабина спроектирована универсальной: заменив переднее оперение и основание, ее можно превратить и в бескапотную (для шасси 4х2)
А что здесь делает МАЗ? Так это и не МАЗ никакой вовсе, а минская кабина на реконструированном шасси ЗИЛ-131! Называлась такая машина АМУР-53123 и даже понемножку выпускалась серийно! (Фото из заводского буклета)
А что здесь делает МАЗ? Так это и не МАЗ никакой вовсе, а минская кабина на реконструированном шасси ЗИЛ-131! Называлась такая машина АМУР-53123 и даже понемножку выпускалась серийно! (Фото из заводского буклета)
Вот такой же «псевдомаз» с колесной формулой 4х4 и пассажирским кузовом от Урала-вахтовки. Называлось сие творение АМУР-531211 (фото с ресурса
Вот такой же «псевдомаз» с колесной формулой 4х4 и пассажирским кузовом от Урала-вахтовки. Называлось сие творение АМУР-531211 (фото с ресурса
А вот аналогичная машина (скорее всего, это даже тот же самый экземпляр шасси) с кабиной от самосвала КАМАЗ-6520! (Фото из заводского буклета)
А вот аналогичная машина (скорее всего, это даже тот же самый экземпляр шасси) с кабиной от самосвала КАМАЗ-6520! (Фото из заводского буклета)
АМУР-531305 – последняя попытка новоуральцев сделать «бескапотник» из ЗИЛ-131 – относится к 2007 году: тогда к машине адаптировали китайскую кабину от грузовиков FAW
АМУР-531305 – последняя попытка новоуральцев сделать «бескапотник» из ЗИЛ-131 – относится к 2007 году: тогда к машине адаптировали китайскую кабину от грузовиков FAW
Николай Марков для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях, если пост показался вам интересным!