«Берегись автомобиля» - скрытый смысл фильма

История об угонщике, ворующем машины у жуликов и переводящем деньги за проданные автомобили на счета детских домов, относится к числу советских «городских легенд». Поскольку в её основе заложена парадоксальность - ведь преступник, по сути, был честным человеком, а его «жертвы» - преступниками, - сам фильм «Берегись автомобиля» и история его создания также полны парадоксов.

Обычно кинокартина снимается либо по оригинальному сценарию, либо по сценарию, написанному по уже опубликованному произведению. Но Эльдару Рязанову и его соавтору Эмилю Брагинскому не удалось «продвинуть» оригинальный сценарий, поэтому они буквально «переписали» его в повесть, и только потом, после публикации повести, получили «зелёный свет» съёмкам фильма.

Авторы, следуя за сюжетом, могли снять историю о современном Робине Гуде, но сильные характеры героев буквально перевернули всё с ног на голову и наполнили картину мощным социальным и философским смыслом.

Принц Гамлет, князь Мышкин, Юрий Деточкин

Благородный разбойник, лихо убегающий от милицейской погони по московским улицам, не вписывался в советскую реальность. Вместо на него на свет появился лиричный и добрый Юрий Деточкин, бывший шофёр, ныне - страховой агент. Его образ словно соткан из парадоксов. Несмотря на внешнюю мягкость и застенчивость, он смел, непоколебим, принципиален. Он не может равнодушно смотреть на несправедливость и борется с ней, как может.

Деточкин - идеалист, который кажется по-детски наивным и простодушным, но действует активно и принципиально. Он водит машину, как лихач, при этом играет в народном театре и страхует чужие жизни.

В роли Деточкина должен был сниматься Юрий Никулин, но актёр был занят в долгих зарубежных командировках. Новый выбор режиссёра оказался ещё более парадоксальным, чем сценарий - Рязанов обратился к Иннокентию Смоктуновскому, только недавно сыгравшему Гамлета. Смоктуновский никогда не играл в кино комедийные роли, но и образ Деточкина был очень необычным.

«Он идеальный герой, который спущен с небес на землю, чтобы обнаружить наши отклонения от социальных и человеческих норм», - писал о «советском Робине Гуде» в своих воспоминаниях Рязанов. Эта «ангельская» миссия неожиданно точно подошла Смоктуновскому, с его интеллигентностью, хрупкостью и глубоким взглядом.

Предшествующая трагическая кино-роль, которую теперь его герой странным образом повторял на сцене народного театра, усилила параллели с шекспировской историей, придав образу Деточкина гамлетовские оттенки и наполнив фильм дополнительным смыслом. Для театральной же публики Смоктуновский оставался непревзойдённым князем Мышкиным из спектакля БДТ «Идиот», прославившим в 1957 году молодого актёра.

Так в Деточкине, благодаря Смоктуновскому, объединились наивный идеалист князь Мышкин и мститель Гамлет.

Нежный воришка и грубый солдафон

Съёмочная площадка «Берегись автомобиля» подарила рождение невероятному дуэту Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Герой Миронова, Дима Семицветов, в погоне за «хорошей жизнью» променял своё высшее образование и специальность на судьбу спекулянта.

Несмотря на негативные оттенки, даже этот жулик вызывает сочувствие - особенно в свете того, как с ним обращается «любящий» тесть, на чьё имя Диме пришлось записать свою дачу и часть имущества. А отставник, торгующий на рынке клубникой, грозно громит зятя, отпуская по его адресу злобные шутки, но при этом не собирается отказываться от дачи, хоть и прекрасно понимает, что она куплена не на честно заработанные деньги.

Окружающая главного героя действительность так же парадоксальна, как и он сам. И у зрителя невольно возникает вопрос - как же быть, если нет «своих» и «чужих», и где правда, если неправы все?

Сила достоверности

Для съёмок Смоктуновскому пришлось научиться водить машину и сдать экзамен на права. Ольга Аросева, сыгравшая возлюбленную Деточкина, по требованию режиссёра окончила курсы и получила диплом водителя троллейбуса.

Делалось это не просто так: в фильме «обыгрывается» поведение персонажей за рулём, в дороге, в сложных ситуациях, потому что дорога - это признанный символ жизненного пути человека.

Особенно ярко это проявилось в эпизоде погони, когда Деточкину и инспектору ГАИ приходится снизить скорость после дорожного знака «Осторожно, дети!». И автомобиль Деточкина, и мотоцикл инспектора движутся еле-еле, несмотря на драматизм момента. И угонщик, и преследователь не нарушают правил движения, кодекса чести, принципов человечности.

Сложность жанра

В картине «Берегись автомобиля» переплелись несколько жанров. Безусловно, это комедия, но в ней ярко выписана лирическая линия - любовь Деточкина и Любы, присутствуют сатира, элементы детектива и драмы. Такой необычный «букет» был для тех лет настоящим открытием в кинематографе.

Все составные элементы этого «букета» объединяет реализм и чёткое построение сюжета. Да, нам трудно представить, что в кабинете у следователя может висеть портрет Станиславского; но если характер этого следователя так убедителен, а его действия логичны и окрашены яркими эмоциями, никто не повторит знаменитое «Я вам не верю!».

Смысл концовки фильма

Все сочувствуют Деточкину - даже следователь Подберёзовиков и судьи. Но по закону «Робин Гуд» - преступник без надежды на помилование, какими бы благими намерениями он не руководствовался. Деточкина сажают в тюрьму. Закон един для всех и его необходимо соблюдать.

Даже если оставить в стороне сухое морализаторство, нельзя не признать, что, заигравшись в «народного мстителя», Деточкин допустил ошибку - последней жертвой угона стал не жулик, а профессор.

Если каждый будет вершить справедливость, вычисляя цели по собственным «картотекам», по своему разумению, ничего не получится. Беззаконие так и останется беззаконием.

Спасибо за внимание! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ;-)