Как появились распродажи

08.01.2018

Распродажи-распродажи тут и там! А что, собсно, такое, эта распродажа?          
Словарь Ушакова определяет ее, как продажу с целью ликвидации всего имеющегося.

Интернет поясняет, что распродажа — это реализация товара по сниженным ценам; организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового товара.

Мы постоянно видим объявления о распродажах, участвуем в них, но не часто задумываемся, а как возникло это явление?

В поисках ответа на этот вопрос я накопала 2 версии: патриотическую и капиталистическую.

Версия патриотическая глаголит, что в Москве на Гостином дворе дело было.

Здесь: 

Век, кажись, девятнадцатый (точная дата неизвестна).

Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма. Изюмщик предложил купить его товар за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите, сударь, остатки ведь!» Эта фраза и навела купца на гениально простую идею продавать остатки различных товаров. Вскоре его лавку украсила вывеска «Продажа остатков по самым дешёвым ценам». От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател.

Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли — одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья — первого воскресенья после Пасхи. «Остаточной» лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу нераскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался. 

Версия капиталистическая рассказывает нам о сбывшейся американской мечте.

Век, точно девятнадцатый.

В это время проявил себя гений «распродажной» мысли — Фрэнк Вулворт.

Это был стеснительный и заикающийся паренек, который склонности к торговле не имел.

Нужно сказать, что время тогда было такое…эм…общительное. Как сейчас на арабском базаре. Ценников не было, продавец должен был оценивать платежеспособность покупателя и руководствуясь интуицией и называть цену. Покупатель тоже был не промах поторговаться. И так с каждым посетителем. Уф. Сами понимаете, у стеснительного паренька торговля шла не очень, товар залеживался, хозяин магазина негодовал. Парню было предложено распоследнее испытание перед увольнением. За один день нужно самостоятельно наторговать дневную выручку. Или все. Ночь, улица, фонарь, аптека. Ах, извините, это не отсюда. И куда деваться стеснительному бедняге?

Но, Фрэнк оказался не промах. В день «Х» паренек пришел на работу пораньше. На каждый товар в магазине он прикрепил листочек с указанием цены. Так появился первый ценник.

Но это еще не все. Предприимчивый малый достал из закромов весь залежалый товар, сгрудил его на стол возле главной витрины и прикрепил записочку: «Все по 5 центов». И тут понеслось. Не нужно было выбрасывать товарные остатки, не нужно было уговаривать покупателей их купить! Да, с покупателями совсем не надо было разговаривать! Они просто приходили, тыкали пальцем в нужную вещь, давали назначенную крошечную цену, и все оставались довольны. Так произошла первая распродажа.   

В тот день Вулворт сделал не только дневную, но и почти недельную выручку магазина! Оставаться простым продавцом уже не было смысла, и он пошел дальше. Сейчас мы знаем Фрэнка Вулворта, как воротилу американской торговли. Он открыл множество магазинов, в которых главной фишкой было обязательное наличие большой группы товаров по одной цене — 5 центов. Многие магазины Вулворта так и назывались Five Cent Market.

Так идея о распродажах прижилась и распространилась по всему.

Какая версия лучше — каждый решит для себя. Но тот факт, что распродажи стали неотъемлемой частью нашей жизни, в том числе на Ярмарки Мастеров — это факт!

А вы не забыли о сезонной распродаже в своем любимом магазине?