Загадочная история гребня Кшесинской

Я делаю украшения из фоамирана. Среди них шпильки, венки, и гребни для волос. О них особый разговор.

Гребень — древнейший аксессуар, имеющий множество символов и магических свойств. Упоминаний о древних гребнях множество, вспомним те же русские сказки. А я узнала о совсем необычном гребешке и хочу поделиться с вами вот такой историей. Но сначала еще один отсыл в прошлое...

Скандальная история фильма «Матильда» напомнила нам о необычной судьбе балерины Кшесинской, а может быть, кого-то и познакомила впервые с этим именем. Я первый раз услышала о ней в детстве на экскурсии в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде), и точно помню, в каком ракурсе прозвучало это имя — нам рассказывали о выступление Ленина с балкона особняка Матильды Кшесинской.

Как же меня поразил тогда этот балкон. И имя запомнилось, вернее, фамилия. Но это все прелюдия... А тема публикации — загадочный гребень Кшесинской.

Итак, Кшесинская на пике славы. Балерина не скрывает своего богатства. Она — любимая клиентка знаменитого ювелира императорского двора — Карла Фаберже. Ее украшениям завидовала вся столица. Цесаревич подарил Матильде роскошное сапфировое ожерелье, а Сергей Михайлович коробку, выполненную из ценного сорта дерева, до верху наполненную желтыми бриллиантами разных размеров. Из этих бриллиантов Фаберже сделал для Кшесинской уникальную брошь, которую балерина часто носила и очень любила. Балерина даже на выступления надевала свои драгоценности, а на гастролях за хранение и своевременную доставку необходимых драгоценностей артистке, отвечал специальный агент ювелирного дома Фаберже. Но по записям самой Матильды, ее самой любимой драгоценностью был древний золотой гребень. Или она сама выкупила его за огромные деньги у Николая Гумилева, или в 1907 году Николай II преподнес знаменитой танцовщице бесценный подарок — тут я нашла разные сведения. Но история гребня потрясающая.

Поэт и путешественник Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, увидел в районе города Беломорска высеченные на каменном склоне иероглифы. Он был уверен, что это и есть легендарная Каменная книга, которая содержала изначальное знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. 

Следуя сведениям из Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень

Выяснилось, что он сделан из золота 1000-й пробы, которого не существует в природе. То есть его невозможно получить искусственным путем, а в природе оно не существует.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду... Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов». 

Еще одно описание гребня: «Гребень удивительной работы, удивительной красоты: девушка смотрит вдаль, на море волнистое, и там два дельфина, которые к ней плывут»

Никто из исследователей не смог сказать, к какой цивилизации принадлежала золотая находка. Гребень получил название «Гиперборейский». Провели анализ золота — гребень очень пластичен, чуть ли не фактически отпечатки пальцев на нем можно оставить. 

Гумилев продал этот гребень с условием, что он никогда не покинет пределы России. Где же он теперь?

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались. «Она стала замечать, что какая-то мистика: когда на ней этот гребень, у нее все удается, все ее мысли сбываются фактически. Она загадывает какую-то встречу — встреча происходит, и так далее».

Но есть и более мистическое мнение о том, что находка древнего украшения повлияла на ход истории всей страны. 

Петербургский исследователь Константин Севенард, считающий себя потомком Кшесинской, писал: «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге». Косвенным доказательством этому является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Бестселлер советского кино — фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» — оказывается связан с историей поиска именно клада Кшесинской. Картина вышла на экраны спустя два года после смерти Кшесинской и начинается эпизодом о кончине бабушки главной героини — в свое время артистки императорского балета, которая признается о спрятанном в Ленинграде кладе.

Есть также мнение, что клад Кшесинской давно найден и покоится в недрах Государственного хранилища ценностей.

Так или иначе, удивительная судьба удивительной женщины, владелицы волшебного украшения, теперь известна и нам. И, может быть, мы станем свидетелями его появления, на исходе 100-летия революции.

Сотрудники спецслужб считают, что он появится не раньше 2017 года, когда пройдет 100 лет с момента утраты имущества. И претендовать на него уже никто не сможет, кроме непосредственно нашедшего или государства.