Крымский мост обошелся в 5 млрд долларов на 19 километров

15 мая состоится торжественное открытие Крымского моста через Керченский пролив. На открытии будет присутствовать президент РФ Владимир Путин, который в 2014 году лично поставил задачу по строительству моста. Стоимость сооружения несколько раз менялась, росла, после чего остановилась на отметке чуть выше 300 млрд рублей. И эта сумма могла быть еще выше, если бы столь важный проект не уберегли от масштабной коррупции, как не раз случалось с другими мостами в России.

Спустя почти четыре года с начала активной фазы строительства Россия достроила Крымский мост, который свяжет Керченский и Таманский полуострова, то есть, Крым — с остальной территорией РФ. Торжественное открытие состоится уже сегодня, в связи с чем ПАСМИ предлагает вспомнить как строился мост, а также какие коррупционные схемы используются по всей России для хищения денег при мостостроительстве.

Строительством Крымского моста и железнодорожного подхода к нему занималась компания Аркадия Ротенберга «Стройгазмонтаж», которая за прокладку четырех автомобильных полос и двух железнодорожных линий по 19-километровому мосту с подъездами получила почти 300 млрд рублей.
Аркадий Ротенберг
Аркадий Ротенберг

При этом первоначальная стоимость моста заявлялась в размере 50 млрд рублей, а в первых контрактах со «Стройгазмонтажом» фигурировала цифра в 224 млрд рублей. При этом непосредственно на возведение конструкций ушло около 170 млрд рублей. Сумма несколько раз менялась на разных этапах строительства, а после прохождения проекта Главгосэкспертизы даже снизилась на 380 млн рублей. Все контракты компания Ротенберга получила без конкуренции.

Крымский мост стал самым дорогим подобным сооружением в мире. Например, мост на остров Русский во Владивостоке, где похожие природные условия, стоил бюджету «всего» 34 млрд рублей. По мнению политика Павла Грудинина, озвученному им во время предвыборной кампании, стоимость моста складывается из фактических затрат и коррупционной накрутки.

Павел Грудинин
Павел Грудинин
«Крымский мост обошелся в 5 млрд долларов на 19 километров, а в Китае мост больше в два раза обошелся в 1,6 млрд. Самой главной проблемой у нас является коррупция — откаты, заносы. Группа чиновников присосалась к этой кормушке и не может никак оторваться», — заявил Грудинин.

Не исключено, что политик был прав в своем заявлении, тем более что  замгенпрокурора Александр Буксман сообщил в декабре 2012 года, что правоохранители пресекли одну попытку хищения средств при строительстве моста.

«Расследуется уголовное дело в отношении одного из руководителей коммерческой организации, который пытался получить незаконное вознаграждение в виде подкупа за подписание актов выполненных работ по договору на поставку оборудования, заключенного в рамках подготовки к строительству транспортного перехода через Керченский пролив», — сказал тогда Буксман.

Но каких-то громких коррупционных дел «стройка века» благополучно избежала — либо мздоимцы и мошенники постеснялись наживаться на столь важном объекте, либо нажились, но по-тихому.