Как золотной вышивкой украшали неожиданные элементы праздничной одежды

Привет, друзья!

Стоит мне только увидеть на выставке золотную вышивку, сразу бегу туда! Вот и здесь, едва завидев вышитый платок, сделала стойку - как собака на охоте)) Кто со мной - присоединяйтесь. (Скажу по секрету, что я увидела не только платок, но и еще кое-что. Но об этом в конце).

Вот оно, чудо! Разве можно равнодушно смотреть?

Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия
Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия

Это золотошвейный головной платок из миткаля. Такие платки носили женщины на Русском Севере, надевая поверх кокошника. Правда, этот образец попроще будет, но смысл тот же.

Головной убор - кокошник из жемчуга, дополненный золотошвейным платком из миткаля
Головной убор - кокошник из жемчуга, дополненный золотошвейным платком из миткаля

Давайте рассмотрим платок вблизи. Чудесная работа, тонкая и деликатная. Это вышивка тамбурным швом, но настолько мелкими стежками, что разглядеть технику удалось с трудом.

Смотрительница в зале уже поглядывала на меня с подозрением и едва сдерживалась, чтобы не броситься на защиту экспоната. Но я не перешла границу, и она успокоилась)) Трудно с нами, такими любопытными...

Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия
Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия

Основной рисунок, как вы уже видели, расположен по периметру, и дополнительные букеты в углах. Такой вариант прекрасно смотрится, когда платок сложен пополам по диагонали - узор отлично виден.

А посмотреть есть на что. Вот по некоторым элементам пущена нить другого оттенка, более темная. И рисунок сразу приобретает объем даже в такой монохромной вышивке. Не знаю, удастся ли вам это разглядеть, но крупнее уже не получается.

Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия
Платок головной. Металлизированная нить, блестки, бахрома. Золотное шитье, нашивание. Русские, XIX век. Европейская Россия

Зато видно, что серединки цветов и отдельные элементы имеют ажурную структуру. Похоже на стяжку. Не знаю, можно ли получить такой эффект на миткале? Поделитесь опытом, знающие люди. В любом случае смотрится великолепно!

«Нашивание» в описании относится к мелким блесткам, которыми украшены определенные цветы. И вообще - как гармонично все смотрится! Даже не знаю, с чем можно сравнить такую работу. Просто глаза радуются...

Но я не забыла о том, что вначале обещала вам интригу. Так вот, оказывается, что золотными нитками вышивали не только платки! Такое я увидела впервые и даже не подозревала о существовании подобного.

Смотрите, свадебные портянки!!! Правда, носили их не русские. А кто?

Мужские свадебные портянки. Х/б ткань, золотная нить. Казанские татары, конец XIX-начало XX в.в. Казанская губ.
Мужские свадебные портянки. Х/б ткань, золотная нить. Казанские татары, конец XIX-начало XX в.в. Казанская губ.

Прочитали подпись? Это элемент татарского свадебного костюма. И работа ничуть не хуже, чем на головном платке)) Узор вот только другой, но это и понятно.

Мужские свадебные портянки. Х/б ткань, золотная нить. Казанские татары, конец XIX-начало XX в.в. Казанская губ.
Мужские свадебные портянки. Х/б ткань, золотная нить. Казанские татары, конец XIX-начало XX в.в. Казанская губ.

Вот интересно, невеста вышивала? Наверное. Правильно, на свадьбе все должно быть красиво. И портянки тоже!

Теперь вы видели все))

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного, в том числе и о народной одежде, вы найдете в «Навигации по каналу»