Фильм «Доходное место». А ведь правильный Жадов сломал Полине жизнь!

12k full reads
14k story viewsUnique page visitors
12k read the story to the endThat's 83% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Я смотрела этот фильм-спектакль очень давно. Поэтому казалось вчера, что смотрю в первый раз.

Не думала, что он может так увлечь. Но там – гениальная игра актёров. Да ещё прекрасные декорации и костюмы, создающие атмосферу эпохи и достаточно точно её отражающие.

Платья Полины и Юленьки в первой серии прелестны. Им не достаёт пышности – в 1850-е юбки женских нарядов были широки и пышны. Но в фильме-спектакле излишне пышные юбки не очень уместны, они загородили бы образы девушек.

Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина, Юленька и их маменька.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина, Юленька и их маменька.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина, Юленька и их маменька.

А так всё прекрасно. Такие причёски и платья носили в 1850-х.

Парадные причёски в те годы были низкими. Они могли быть как с локонами, так и без них. Но пучок волос всегда располагался на затылке. Форма причёски повторяла силуэт платья.

Нарядные туалеты, 1854 год.
Нарядные туалеты, 1854 год.
Нарядные туалеты, 1854 год.

Была в моде и такая причёска, как на портрете ниже. Когда волосы укладывали вокруг лица в виде пышных бандо.

Вот здесь я размещала женские портреты тех лет в красивых нарядах: Роскошный атлас и шёлк на портретах 19 века.

Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Екатерины Потоцкой, 1854 год.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Екатерины Потоцкой, 1854 год.
Франц Ксавьер Винтерхальтер. Портрет Екатерины Потоцкой, 1854 год.

Платья с длинными рукавами не всегда были закрытыми в тот период. Как и в 1870-е, существовали парадные, но не бальные платья.

Досадная ошибка в названии картины знаменитого художника. Такое платье не могло быть бальным!

Именно такие наряды у Полины и Юленьки. Из деликатных тканей, с длинными рукавами и небольшими декольте.

И то сказать, ведь у них – торжественный вечер! Это не званый приём, но гости ожидаются важные – женихи. Намечаются помолвки.

Интересно, что обе барышни – в сиреневых платьях. Они сшиты по-разному, но похожи.

Что хотел здесь подчеркнуть режиссёр? Вероятно, то, что сейчас Полина и Юленька находятся в равных условиях. Между ними ещё нет большого различия, как нет различия и между их положением.

Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и Юленька.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и Юленька.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и Юленька.

Как прекрасна Полина в этой сцене! Юная, красивая, свежая, с сияющими глазами.

Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина.

И какой она стала потом. Прожив полтора года в нищете с мужем-правдолюбцем.

Я ни в коем случае не против борьбы с коррупцией. Я одобряю жизненную позицию Жадова.

Но зачем же было жениться?

Вот, правильно говорит Жадову Мыкин. Таким, как они, жениться нельзя. Мыкин тоже любил, но решил отказаться от любви. Ради того, чтобы не свернуть со своего пути. И ради благополучия любимой женщины.

И мне жутко не нравится идея некоторых мужчин – взять жену «с пелёнок» и лепить из неё то, что нужно. Отдаёт мужским шовинизмом.

А Жадов женился именно на такой девушке.

«– Я женился по любви, как ты знаешь, взял девушку неразвитую, воспитанную в общественных предрассудках, как и все почти наши барышни, мечтал ее воспитать в наших убеждениях, и вот уж год женат...

– И что же? – спрашивает Мыков.

– Разумеется, ничего, – отвечает Жадов».

«Ничего» – это ещё полбеды. Вот, если дети пойдут – тогда беда будет.

Верно говорит Фелисата Герасимовна Кукушкина:

«– Уж коли хотят жениться, так и женились бы на каких-нибудь заблужденных, которым все равно, что барыней быть, что кухаркой, которые, из любви к ним, рады будут себе и юбки стирать и по грязи на рынок трепаться. А ведь есть такие, без понятия, женщины»…

Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Маменька Полины рассуждает о мужчинах и женщинах.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Маменька Полины рассуждает о мужчинах и женщинах.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Маменька Полины рассуждает о мужчинах и женщинах.

Такие женщины, действительно, были в то время. Начиналась эпоха разночинцев.

Вот и надо было Жадову искать невесту в этом кругу. Не «не развитую» девушку брать, а умную, прогрессивно мыслящую. Такую, которая, действительно, могла бы его соратницей стать.

Я не верю, что Полина будет счастлива с Жадовым и довольна своей честной бедностью. Она волей-неволей будет сравнивать своё положение с положением сестры. И чувствовать себя обделённой.

«Вы рады себе из жены кухарку сделать!..» Кто прав: тёща или зять в «Доходном месте» Островского?

Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и её муж Жадов.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и её муж Жадов.
Кадр из фильма-спектакля «Доходное место», 1981 год. Полина и её муж Жадов.

Вообще, поразительно, до чего актуальна сейчас эта пьеса Островского.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!