Как в Ленобласти взлетел первый в России самолет

24 October 2018

Над просторами Гатчины 24 октября 1909 года взлетел французский «Вуазен». Это был первый демонстрационный полёт на самолете в России. Поднял машину в воздух механик Жорж Леганье.

Авиация развивалась семимильными шагами. После тяжеловесного самолёта братьев Райт, запускать который приходилось с помощью катапульты, пришел более легкий в управление «Вуазен». Он самостоятельно взлетал в воздух, разгоняясь на шасси. Первый демонстрационный полёт в России совершил французский механик Жорж Леганье, подняв «Вуазен» над Гатчинским военным полем. Самолет пролетел около 1,5 км километров на высоте 10 метров.

В Россию Жорж Леганье приехал уже именитым летчиком. Впервые от земли он оторвался в августе 1908 года в родной Франции. Российские власти его заприметили на неделе авиации в Реймсе и тут же пригласили совершить демонстрационные полёты в Москве и близ Санкт-Петербурга. Однако, восхитить россиян не удалось. В Москве Леганье потерпел неудачу, а в Гатчине взмыл в воздух не с первой попытки, а затем тяжело приземлился в какую-то грязь. Торжества не получилось. И разочарованная публика разошлась.

Превратить авиацию во что-то большее получилось позднее стараниями русских пионеров полета Михаила Ефимова и Сергея Уточкина. То ли местная публика была патриотически настроенной, то ли к моменту, когда россияне «освоили небо», авиация уже сделала шаг вперед и стала более убедительной, но эти двое сумели покорить всю страну. Первый праздник воздухоплавания в России с шумом прошел в сентябре 1910 года. Билеты скупали заранее, несмотря на то, что цены по тем временам были немаленькие, а по городу ходила эпидемия холеры.

Авиаторы ставили рекорды, завоевывали призы и брали высоты, на которые никто прежде не поднимался. Среди героев «праздника» были уже упомянутые Ефимов и Уточкин, Сергей Ульянин, Георгий Горшков, Александр Кузминский и Лев Мациевич — первый российский пилот, погибший в авиакатастрофе.

Со временем в России интересующихся авиацией стало больше, открылась первая военная летная школа и заработали заводы. Так, фирменные «Вуазены» решили строить именно в Москве на заводе Дукс и в Петербурге на заводе Лебедева.

О дальнейшей судьбе Леганье известно мало. Вероятно, он вернулся на родину и продолжил колесить по стране с демонстрационными полетами. Жизнь его трагически оборвалась в июне 1914 года во французском городе Семюр. Летчик во время показательных выступлений попытался сделать «мертвую петлю», вошел в крутое пике, но выйти из него не смог. Самолет потерпел крушение, упав в реку.

Читайте также:

Ученый перерисовал карту мира

Путин, Миллер и другие «питерские»: как сложилась судьба команды Собчака

Петербургские ученые нашли кладезь энергии в пирамиде Хеопса