Секта от педагогики или вальдорфский детский сад.

Я писала про свой негативный опыт общения с системой Монтессори, сейчас расскажу про положительный - с системой другой .

Я искала для сына Дани сад, где игра и общение будут на первом месте, где хорошо знают детскую психологию - и я нашла его. Это оказался вальдорфский детский сад в системе семейного клуба "Большая Черепаха".

И если система Монтессори у всех на слуху, то про систему вальдорфскую известно гораздо меньше, а кто что-то слышал - обычно панически шарахается со словами "это секта". Давайте разбираться.

Я давно интересуюсь вальдорфской педагогикой, про нее ходит масса слухов и страхов, не скажу что я очень глубоко в теме, но часть из этих страхов для себя проработала.

Основатель вальдорфской педагогики - Рудольф Штайнер, он же - основатель околорелигиозного учения антропософии как определенного пути познания духовного мира. Так что - да, вальдорфские учебные заведения - это не про атеизм. Так же как и не про православие, постулаты православия и антропософии не имеют между собой ничего общего.

Так почему же я, православный человек, выбрала для своего ребенка вальдорфский детский сад? Начну рассказывать.

Я не раз писала, что крайне удивляюсь тому странному факту, что в педвузах на отделении дошкольной педагогики всех учат одному и тому же. Что игровая деятельность - главная для дошкольника, что растет и развивается он только в игре, а также в подражании взрослым. Это основа основ, азбука. Это все учили, все сдавали.

Почему же игровая деятельность повсеместно в садиках заменена развивающими занятиями, а о подражании никто будто и не слышал никогда?! И вот читают лекции трехлеткам на тему того, что он, бедолага, должен и обязан, вместо того, чтобы просто начать делать - а дети последуют, такова их природа!

И вот надевают на руку Чебурашку, с которым, к слову, никто из современных детей и не знаком, произносят деревянным тоном - Чебурашка пришел с нами учить букву А! Иванова, сядь! - и называют это обучением в игре.

Помню свое потрясение при изучении программы обучения в вальдорфской школе - третий, кажется, класс, не помню точно. Эпоха дома. Вся программа обучения этого года (к слову, ученики вальдорфских школ точно так же сдают ЕГЭ, и проходят точно такой же объем знаний, что и в обычных школах, но в совершенно другой последовательности - где-то отставая, а где-то опережая) - нанизана на тему дома.

Вот как надо было изучить детство, проникнуть в него, пожелать настоящего детства другим - чтобы вспомнить, что именно в этом возрасте детей тянет строить дома!

А ну, давайте, отметимся в комментариях - строили шалаши? Любили? Сколько лет вам было? Мне именно столько - десять. Строили всем двором и всей деревней. И как мне хотелось построить настоящий дом! Как хотелось видеть рядом человека, который знает как и захочет научить! Но его не было, увлечение постепенно сошло на нет... А сколько знаний можно было бы на него навесить! Черчение, геометрия, география, история - да вообще все!

Вальдорфские педагоги знают - каких знаний и как. В точнейшем созвучии с природой ребенка в каждый момент его роста. Откуда знают, почему именно они - вопрос. Но факт остаётся фактом. Детство любят, детство ценят - на данный момент только в вальдорфской системе.

Я не знаю, зачем и почему так случилось, что в общем-то не имеющие никакого отношения к эзотерике базовые глубокие знания о психологии и развитии ребенка оказались в большой мере утеряны в других педагогических учениях (потому что обо всем этом ещё Ушинский писал!) и сохранились и преумножились в вальдорфе.

Мое личное мнение как педагога - нет на сегодняшний момент педагогической системы, лучше понимающей ребенка .

По поводу возможных опасностей, могущих подстерегать ребенка в вальдорфском саду в связи с эзотерическим учением - мой опыт общения с этой системой подсказывает, что их риск равен нулю. По той простой причине, что вальдорфцев можно обвинить в чем угодно, кроме бездумия.

У вальдорфского воспитателя взвешено каждое слово и каждый взгляд, обращённый к ребенку. И ни крупицы информации, до которой ребенок не дозрел, ему не перепадёт. А дошкольники мало до чего дозрели.

В наших же обычных госсадах, вроде бы с ног до головы светских, но подчинённых общему рейтинговому безумию - придумать что-то позаковыристей, чтоб департамент оценил - встречаются разные чудесности.

Не так давно мой род деятельности требовал тесного знакомства с программой детского сада, я изучала конспекты воспитателей, что-то использовала в своей работе. И не в одном, и не в двух конспектах мне встретились прямые практические указания по общению с домовым, например! Технология прикармливания и приваживания, заговоры... Ачетакова, это же сказка!

Ну, товарищи, кому сказка, кому и нет... Так и вижу я Марь Иванну с перманентом и без попытки подумать... А танец в выпускной группе под песню "О Боже, какой мужчина"?! Не поверила бы, если б сама не видела. Это был очень хороший садик, работала в нем... Вальдорфцы такого не допустят никогда. Ничего - ранее готовности ребенка. Тончайшее знание возрастной психологии и точнейшее следование ее законам.

А как это реализуется на практике - завтра расскажу.