Заповеди блаженства – ступени духовного восхождения

23 October
Заповеди блаженства – ступени духовного восхождения

Как спасаться мирянам, и как монахам в условиях сложной современной жизни достичь степеней духовного совершенства, которые записаны в заповедях блаженства? На эти и другие вопросы отвечает Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

«Люди, которые живут в миру, – говорит митрополит Онуфрий, – имеют ту же Церковь, как и те, которые живут в монастыре, – которую основал Христос. И если мы живем по церковным правилам, то учимся первой степени, которая гласит: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. В мирской жизни есть много людей, которые достигли высоких степеней духовного совершенства, но у нас, православных христиан, есть такой закон: мы не рекламируем свои достижения, мы их скрываем, так Бог нас учит. Постараемся быть верными, чтобы подниматься по ступенькам духовного совершенства, чтобы и мы спасались, а через нас Бог посылал благодать спасения и мир всем, кто живет рядом с нами.

…Как-то к одному духовному и опытному старцу подошли люди с вопросом: “Отче, а что такое монашество?” Старец ответил: “Монашество – это блаженство”. И рассказал, что когда человек приходит в монастырь, то его начинают учить любить Бога и любить ближнего. А эта любовь к Богу проявляется через исполнение заповедей Божиих, через предание себя воле Божией – через послушание человек привыкает подчинять себя воле Божией – со своеволием, через послушание у человека восстают его личная гордыня, недобрые привычки, навыки, которые он приобрел во время своей жизни в миру, в нем начинается духовная брань. И в этой духовной брани, борьбе, послушник убеждается: если Бог не поможет ему что-то сделать, то он сам этого не сделает. Когда послушник приходит к познанию того, что мы – ничто, горстка земли, а Бог – всё, то это состояние называется нищетой духовной. И об этом начальном уровне духовного восхождения говорится в заповедях блаженств: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”.

Когда монах начинает понимать, что он слаб, ничтожен, немощен, а Бог всё делает, – у монаха появляются слезы, он начинает плакать. Плакать из-за того, что своей гордыней оскорблял и оскорбляет Творца и Бога, Который не заслуживает никакой обиды, Который делает человеку только добро, Который есть Любовь и Милосердие. Когда человек начинает плакать о своих немощах, о том, что он оскорбляет Бога, тогда он восходит на вторую ступень духовного совершенства, как об этом сказано: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся”.

Когда монах поднимается выше, то от плача у него рождается кротость – такое состояние, когда человек, если видит того, кто согрешает, то не осуждает такого человека, а сочувствует ему, жалеет его. И это состояние сострадания к падшему грешнику называется кротостью. А в святом Евангелии сказано: “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю”, – то есть монах или просто человек, который становится кротким, наследует землю своего сердца. У кроткого человека проявляется стремление правды Божией. Человеческая правда, какой бы ни была красивой, несет в себе смерть. Божия правда, какой бы ни была горькой, влечет за собой жизнь. А об этом сказано: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся”.

Когда монах или простой человек приходит в состояние жажды правды Божией, от этого у него рождается милосердие. Человек становится милосердным не только для тех, кто рядом, кто делает ему добро, он милует и жалеет тех людей, которые согрешают, которые его обижают, ненавидят. А о таких сказано: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут”.

Когда человек достигает степени милосердия, то оно изгоняет из человеческой души всю злобу, ненависть, неприязнь, и душа такого человека становится чистой, ее наполняет Божия благодать, и об этих людях сказано: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”.

Когда благодать Божия приходит в душу человека, то наполняет ее такими чувствами, как счастье, радость, и одним из главных совершенных духовных чувств – чувством мира. Человек наполняется Божиим миром, он становится миротворцем, так как имеет в себе Божий мир и излучает его на всех остальных, кто живет рядом с ним. Этот человек не проповедует мир с высоких трибун и кафедр, он просто несет его, от него исходит мир Божий. И о таких людях сказано: “Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божиими”. Эта честь – называться сыном Божиим, Божиим чадом, – является самым высоким достоинством, которого человек должен достичь и должен достигать.

Когда человек достигает этой высокой ступени, то духовно несовершенные люди не понимают его и из-за духовной зависти без всяких причин, а только потому, что этот человек живет по Богу и с Богом, часто гонят, ненавидят его, говорят о нем неправду. Но он ни на кого не обижается, он любит своих врагов, благословляет тех, кто его проклинает, молится о тех, кто его обижает. И о таких людях сказано: “Радуйтесь и веселитесь, потому что велика награда ваша на небесах”. Вот так объяснил старец, что такое монашество: это ступени, степени блаженства, на которые поднимается монах, он наполняется новой формой блаженства, новой мерой блаженства – и так достигает совершенства».

Полный текст интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием можно прочитать на нашем портале «Монастырский вестник» в материале «Как спасаться в условиях современного мира?».

Рекомендуем другие публикации нашего канала:
Дорога вверх: монастыри в картинах русских художников XIX – начала XX века (часть 2)
Благовещенский монастырь – хранитель и преемник христианского наследия в Крыму (Часть 2. Древняя обитель высоко в горах)
Слово архиепископа Каширского Феогноста о Нагорной проповеди Спасителя и Евангельских заповедях блаженства (23.09.2020г.)