«Притяжение» как история про людей изнутри

11.07.2017

Вчера я всё-таки его посмотрела – «Притяжение», бондарчуковский фильм, самый распространённый отзыв на который звучал примерно так: «Бондарчук, перестань отвечать Голливуду, он тебя ни о чём не спрашивает».

Самое интересное в нём – не спецэффекты и технологии, не приёмы съёмки и даже не сюжет. Самое интересное – внутренние микроистории. Целый клубок историй про людей, которые осознают нечто важное, делают над собой усилие – и меняются. Или – нет. Потому что это не у всех получается, на самом деле. Потому что расти изнутри – это нифига не алгоритм, не конвейер, не тренинг с гарантированным результатом – или мы вернём вам деньги.

Цепи и биты, котейли Молотова, гопники из Чертаново, «Это – наша земля, это наш район!» – элементы истории про войну со внешним врагом, которого мы находим или придумываем себе, если не удаётся найти, чтобы не ввязываться в разборки с врагом внутренним. Ты занят войной, у тебя – военное положение, на тебя напал враг. Правда же, это убедительная причина, по которой ты никак не можешь прямо сейчас работать над собой?

Сражаться с собственной болью, страхом, привычкой лгать, неумением разговаривать словами через рот, боязнью одиночества – намного труднее, чем взять биту и пойти громить что-то во внешнем мире.

Вот Юля. У неё крутой парень, лучшая подруга погибла из-за злых инопланетян, мама умерла и остался папа, который не даёт ей свободы и не понимает её. Очень просто, всё понятно. Откажись она думать, слышать себя и других – этой истории не было бы вовсе. Это – микроистория о том, как ты поступаешь правильно несмотря на то, что привычные правила велят тебе делать совершенно обратное, микроистория о том, как у страха, боли и ненависти не остаётся над тобой власти. Потому что есть нечто более важное, чем бессмертие. Это – точный перевод.

Вот Артём, который старается казаться крутым, брутальным и агрессивным, потому что внутри себя он уверен, что ничего не стоит, никому не нужен и которому нужно всё время получать внешнее подтверждение, всё время доказывать другим людям, что он есть – чтобы хотя бы сделать вид, что сам он в это верит. Это микроистория о том, как неумение видеть в другом человеке – другого человека, а не собственный аксессуар, не вещь, которая делает тебя полноценным и значимым – ломает тебя окончательно. Это микроистория о том, как человек, слушая свой страх, даёт ненависти взять верх – и тогда из «просто довольно паршиво» всё превращается в «окончательно плохо».

И вот полковник Лебедев, которому очень страшно не справиться и потерять дочь. У него уже есть этот опыт – потери того, кого он любит. Это больно. Это больно так, что многие люди не справляются с этим. Совсем. Ни о каком доверии, ни о каком разрешении любимому человеку совершать собственные ошибки и рисковать тут часто не может быть и речи. И это микроистория о том, как немолодой и очень битый человек сознательно и прикладывая очень серьёзные усилия, выходит драться со своим страхом, побеждает его, меняется – и всё из «просто довольно паршиво» становится «хорошо».

И в целом, весь фильм, получается, об этом – о том, как взять некоторую застывшую, обычную, неразрешённую ситуацию – и сделать из нее хорошо, плохо, ужасно или очень полезно. Сделать иначе – в зависимости от того, что ты хочешь, на что ты готов и на что у тебя хватит сил и решимости.

Это фильм про людей изнутри. А все светящиеся камушки, саркофаги и космические корабли, бороздящие пространство – только антураж, фантики, фансервис. Антураж бывает и получше; если вы собираетесь любоваться именно им – вам не стоит идти на него. А вот если вам интересно посмотреть на людей и то, что они иногда умудряются сделать с собой и своей жизнью – не пропустите.