"Карусель"

02.05.2018

15 декабря. Год заканчивается, пора итоги в летной книжке подбивать. Класс подтвержден, все прекрасно. Начинается подготовка к празднованию Нового Года. Настроение стабильно хорошее. Вон комэска о чем-то с моим командиром, его замом, горячо спорит. Вникать не хочется. Расслабуха. Но оказалось, что рано расслабился.
"Вскочила" задача. Надо перелететь на Камчатку, и немного полетать оттуда на "обеспечение РВСН". "Немного" - это 15 дней подряд, до 31 декабря включительно. И конечно, только замкомэска может возглавить группу, которая имеет вполне реальную возможность встретить Новый Год в отрыве от семей, в чужом гарнизоне. Вот так всегда, если созрела ерунда, то я обязательно в нее попаду. При нормальной организации, летать 15 дней подряд совсем не трудно. Берем 3 самолета, 3 экипажа, из них 2 экипажа должны иметь право работать "ведущим", и каждый день меняем один экипаж в группе. Получается, что ни один экипаж и самолет больше 2-х дней подряд не летают. Вот это и называется "карусель". Вот только именно мне на этой "карусели" кататься и не хочется. Но, как раньше говорилось, "Родина выбрала нас".
"Обеспечение РВСН" - название условное, это полет на север Камчатки, где надо минут 15 поработать помехами, чтобы вражеские корабли не смогли снять радиотехнические характеристики наших баллистических ракет на конечном участке траектории. Ракеты запускаются из западных районов страны, встревают в землю на Камчатке, на известном теперь полигоне "Кура". Напряженность пусков именно в конце года объясняется тем, что в советские времена, выделенные на НИОКР деньги надо было обязательно освоить в календарный период, чтобы не сократили финансирование. Вот и начиналась в конце года стрельба баллистическими ракетами из всех "орудий".
Делать нечего, быстренько сформировали экипажи, прошли доподготовку, пошли собирать тряпки и отдыхать, вылет в ночь, пойдем тройкой на "работу" с посадкой на Камчатке. И закрутилась "карусель". Два дня летаешь, день на земле. Если летаешь, то ешь, спишь, ночью полеты. Если не летаешь, то ешь, выпиваешь, играешь в карты. Схема давно отработана, но надоедает быстро.
Спокойно спим, сегодня мы "в простое". Звонок от оперативного дежурного, командира и штурмана группы срочно ждут на КП. Живем рядом, бежим на КП. ЧП - у "ведомого" отказ двигателя, нужны наши рекомендации. Все просто, "ведомый" ходит на 12100, начал обгонять "ведущего", решил "тормозить двигателем", маленькая скорость, подхват, сваливание, затенение, "помпаж". Все знакомо до слез, тысячу раз проигрывалось при подготовке. Вес большой, снижаться вдоль береговой черты, высоты вулканов там приличные, на снижении спокойно запускать двигатель. Вот и все рекомендации, хотя экипажи и сами знают, что им делать. Двигатель запустили, произвели нормальную посадку. Экипаж от полетов отстранили до выяснения. Мы продолжаем выполнять полеты, благо осталось выполнить только два вылета.
31 декабря. Ночью сели после последнего вылета. Перелеты "боевых" самолетов запрещены еще со вчерашнего дня, пора готовиться к встрече Нового Года на Камчатке, без денег, семей, и всего остального. Но тут вступили в действие указания Главкома ВМФ. Все подразделения, находящиеся в отрыве от частей, надо собрать в местах постоянной дислокации. Прошла команда - самолеты бросить на Камчатке, летный и технический состав перевезти на К. Ручей. Это указание в отношении нас очень трудно выполнить, так как на Камчатке сидит только один транспортный самолет Ан-26, а в те времена полеты на Ан-26 через Охотское море не приветствовались. Да и состояние командира этого экипажа вызывает некоторые сомнения. Последнюю неделю командир экипажа майор "Поляна" занимался тем, что пил спирт и пытался обыграть нас в карты.
Но приказы не обсуждаются, поэтому через час мы сидим в Ан-26, а "слегка трезвый "Поляна" бегает вокруг самолета в надежде поймать свою собаку, которая обычно с удовольствием летает с ним, а сегодня ей не нравится состояние командира корабля. Собаку удалось уговорить, и мы, вместе с собакой, под управлением "Поляны" взлетаем на К.Ручей. Четыре часа полета, и мы дома. "Поляна" пулей вылетает в обратный путь, ему еще четыре часа "пилить" до Камчатки, а Новый Год там наступает на два часа раньше.
Вот так и закончился еще один год службы.