55 709 subscribers

Ходынка: загадки фильма «Офицеры» (часть 1)

8,8k full reads
10k story viewsUnique page visitors
8,8k read the story to the endThat's 87% of the total page views
4 minutes — average reading time
Кадр из фильма "Офицеры". Василий Лановой и Георгий Юматов
Кадр из фильма "Офицеры". Василий Лановой и Георгий Юматов
Кадр из фильма "Офицеры". Василий Лановой и Георгий Юматов

С кого писали главную героиню картины, заказанной Министерством обороны СССР? Почему на ответственную главную роль выбрали "неблагонадежного" Георгия Юматова? При чем здесь Ходынка? Читатель и автор канала «Московские истории» Алексей Юматов исследует закулисье знаменитого фильма.

Уже почти полвека фильм «Офицеры» определяет отношение общества к военной службе девизом: «Есть такая профессия – Родину защищать». Он был создан по заказу Министерства обороны СССР — как рассказ о нелёгкой жизни офицерских жён. Все это время никто не находил связи героев с возможными реальными прототипами. А они были.

Известно, что автор сценария Борис Васильев в других своих произведениях дважды как прототип героинь использовал образ своей жены – Зои По́ляк. Однако здесь был нужен абсолютно другой типаж, да и сценарий был только фундаментом сюжета, а прототипы героев формировались совсем в другом измерении. Именно в связи с этим многое из повествования Васильева, в частности, любимые им сюжеты с описанием репрессий в РККА, в фильме исчезли без следа.

Есть фраза, приписываемая Александру Дюма: «История – это только гвоздь, на который я вешаю свои картины». Так вышло, что оригинал повести Васильева и оказался тем самым гвоздем, на который «повесили» картину «Офицеры».

Известно, что инициатором создания экранизации в 1971 году этого произведения был министр обороны СССР А.А. Гречко, и знаменитая фраза, ставшая историческим эпиграфом к фильму: «Есть такая профессия – защищать Родину» принадлежит именно ему. Нет сомнения, что боевой генерал, проживший бурную и героическую жизнь, не отнесся к созданию картины, как простой наблюдатель.

Жизнь, что проживали герои, он знал, как ни странно, гораздо лучше и самого автора сценария, и режиссера. Так что не включить свои воспоминания в повествование он не мог по определению. Тем более, что в соответствии с положением – заказчика картины, маршала и министра - он такую возможность безусловно имел. К тому же современники отзываются о Гречко, как о человеке амбициозном, а значит, не увековечить себя в истории, он вряд ли мог.

Кадр из фильма. Георгий Юматов, Алина Покровская, Василий Лановой
Кадр из фильма. Георгий Юматов, Алина Покровская, Василий Лановой
Кадр из фильма. Георгий Юматов, Алина Покровская, Василий Лановой

Очевидно, что образ, сыгранный талантливым артистом в "Офицерах", не только понравился, но и запомнился министру обороны: в киноэпопее Юрия Озерова «Солдаты свободы» (1977) роль уже непосредственно самого А. А. Гречко исполнит именно Василий Лановой. Лента была закончена уже после смерти маршала (в 1976 г.), но сам проект «Освобождение», куда она входила, снимался с 1968 года. Таким образом, можно предположить, что прототипом Вараввы в экранной версии был сам Андрей Антонович Гречко.

Кадр из фильма. Варавва - Лановой.
Кадр из фильма. Варавва - Лановой.
Кадр из фильма. Варавва - Лановой.

С генералом Трофимовым дело обстоит несколько сложнее. Предполагаемый прототип был на самом деле майором, даже капитаном, поскольку эту, уже присвоенную вторую шпалу, прикрутить к петлицам ему было не суждено. Он встретил войну в первый же её день на самом западном рубеже, будучи военным комендантом г. Волковыска. По официальной версии, пропал без вести в июне-июле 1941 года, а по реальной – и по сей день лежит на дне окопа у станции Россь, где погиб, принимая свой последний, 11-й бой. Его подлинное имя обозначим позже.

Кадр из фильма. Трофимов - Юматов.
Кадр из фильма. Трофимов - Юматов.
Кадр из фильма. Трофимов - Юматов.

Одно из самых загадочных, на первый взгляд, явлений - появление в главной роли - Трофимова - артиста Георгия Юматова. Его там вообще не должно было быть. Хотя пил Юматов не больше и не меньше других артистов, буйный нрав позволял оппонентам держать его в заведомых дебоширах и записных алкоголиках. Таким образом у него просто отжимали роли. Не исключаю, что драки с ним планировались и провоцировались специально, с целью дискредитировать перед пробами на значимую роль. И он не получал их, как, к примеру, пару лет до того - в «Белом солнце пустыни». Не в статусной и политизированной ленте, а вполне себе демократичной, развлекательной картине.

А тут заказ Министерства обороны, лента, снимаемая по инициативе и под личным контролем министра - вопрос политический. За пьянку и дебош одного из артистов утверждавшие его на роль могли иметь полный набор потерь - от должности до партбилета. При этом автор сценария с ним не знаком, режиссер категорически против, а с уже утвержденным на роль Василием Лановым Юматов вообще находится в контрах, так как ранее претендовал на роль Павла Корчагина, но, что называется, анкета подвела.

Кстати, Лановой потом говорил:

Работа над фильмом «Офицеры» (1971 года) нас с Юматовым сблизила по-человечески. Давняя и не самая приятная история нашего знакомства на съемочной площадке в Киеве не помешала нам подружиться на всю оставшуюся жизнь.

А тут - о чудо! - Георгия Юматова не просто приглашают. До этого даже не смотревший в его сторону автор сценария не просто рекомендует его на роль, а, при чьих-то возражениях, он лично за него ручается! Ручается за малознакомого, неуправляемого алкоголика - что за бред, к чему эта ответственность и риски на ровном месте? Мало того, вслед за этим и режиссер неожиданно проникается доверием к актеру, которого дружно и утверждают на одну из главных ролей. Для того, чтобы понять суть происходившего потребуется ретроспектива, возвращение в предвоенные годы, а потом и в послевоенные.

Во второй части вы узнаете разгадку этой неожиданной перемены, кто был прототипом его героя, и — главная интрига! - познакомитесь с центральной фигурой экранизации – Любой Трофимовой. Вернее, той женщиной, чей образ маячил перед глазами маршала Гречко, когда он задумывал, читал, правил и утверждал сценарий фильма «Офицеры». Ведь должна же она была существовать?

Все вопросы — к Алексею Юматову, в комментарии!