Наряды советских красавиц-актрис на Каннском кинофестивале

23k full reads
27k story viewsUnique page visitors
23k read the story to the endThat's 83% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Советские фильмы не единожды получали признание на мировом уровне, в том числе и на престижном Каннском фестивале. Его призы в разных номинациях завоевали "Великий перелом" (1945) Фридриха Эрмлера, "Большая семья" (1954) Иосифа Хейфица, "Сорок первый"(1956) Григория Чухрая, "Летят журавли" (1957) Михаила Калатозова, "Солярис" (1972) Андрея Тарковского, "Сибириада" (1979) Андрея Кончаловского. В рамках фестиваля были отмечены и многие другие работы советских кинематографистов.

Не секрет, что мероприятия подобного уровня требуют определенного дресс-кода. Перед нашими актрисами, отправляющимися на фестиваль, непременно вставала проблема – где найти наряд, чтобы выглядеть достойно. В условиях дефицита, надо сказать, это была нелегкая задача.

Давайте вместе полюбуемся на наших красавиц, которые великолепно представили себя, фильм и страну за рубежом.

Клара Лучко

Клара Лучко. Канны 1954 г. и 1955 г. Коллаж (фото: ruselite.com, cinemoda.ru)
Клара Лучко. Канны 1954 г. и 1955 г. Коллаж (фото: ruselite.com, cinemoda.ru)

Впервые на Каннский кинофестиваль Клара Лучко попала в 1954 году. Страна представляла фильм режиссера Всеволода Пудовкина "Возвращение Василия Бортникова". Актриса снялась там вместе с супругом, Сергеем Лукьяновым. В своей книге "Я – счастливый человек", Лучко поделилась воспоминаниями об этой поездке и сборах, которые оказались весьма проблематичными. В первую очередь Клара озадачилась поисками соответствующих нарядов и отправилась в ателье на Кузнецком мосту, в те времена считавшееся самым престижным. Она заказала вечернее платье из органзы и костюм с модной меховой отделкой. Когда пришло время забирать вещи, артистка была невероятно расстроена. Платье оказалось излишне объемным и тяжелым. К тому же сползало с плеч или, наоборот, поднималось при движении. "Заботливые" портнихи посоветовали приколоть кое-где булавками, но Лучко поняла – в Каннах так появиться нельзя. Выручила актриса Людмила Целиковская, предложившая выбрать что-нибудь из ее богатого гардероба. Несмотря на разницу в росте и фигуре, одно светлое вечернее платье все же подошло. В нем Лучко и запечатлели фотографы в 1954 году.

Фильм Всеволода Пудовкина в тот раз не получил ни одной награды. Однако впечатлений от фестивальной программы было столько, что исполнительница не расстроилась. Тем более, что в следующем году она получила заслуженный приз вместе с актерским составом картины "Большая семья" режиссера Иосифа Хейфица. Главный наряд актрисы в Каннах журналисты прозвали "красной бомбой". Это было коктейльное платье из нейлона американского производства. "Изюминкой" его стала задрапированная и посаженная на обручи юбка. Сейчас оно хранится в музее историка моды Александра Васильева.

Татьяна Самойлова

Татьяна Самойлова. Канны 1958 г. Коллаж (фото: vestima.ru/kultura, selyanka1.livejournal.com)
Татьяна Самойлова. Канны 1958 г. Коллаж (фото: vestima.ru/kultura, selyanka1.livejournal.com)

Драма "Летят журавли" Михаила Калатозова была удостоена Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля 1958 года. Это была впечатляющая победа. Не менее ярким событием фестиваля оказалась исполнительница главной роли – Татьяна Самойлова. Ей был присужден приз жюри – "Апельсиновое дерево" в номинации "Самая скромная и очаровательная актриса". Немалую роль в этом признании сыграл гардероб Самойловой, который оказался гораздо богаче, чем у Лучко. Брат актрисы, Алексей, рассказывал: "Вещи для поездки Самойловой во Францию собирали чуть ли не по всей Москве: в магазинах было хоть шаром покати. Галя Волчек дала длинное шифоновое платье и пеньюар. Зина Кириенко – юбку и туфли, еще кто-то – кофточку, бижутерию. Самой Тане всегда было безразлично, как она выглядит, но тут статус обязывал: все же представляла великую страну".

Наибольшее внимание фотографов привлекло черное платье-бюстье. Именно в нем Самойлова запечатлена стоящей у колонны с дипломом фестиваля в руках. По ситуации артистка дополняла платье перчатками, пальто или цветком белого цвета. Еще один образ исполнительницы тоже пришелся по вкусу прессе. На одном из приемов Татьяна появилась в темном наряде по щиколотку (чайной длины), выполненном из ажурной ткани. Открытые плечи прикрывал газовый палантин.

Ирина Скобцева

Ирина Скобцева. Канны 1956 г. Фото: Wday.ru
Ирина Скобцева. Канны 1956 г. Фото: Wday.ru

В Каннах Ирина Скобцева оказалась в 1956 году благодаря дебютной роли Дездемоны в фильме Сергея Юткевича "Отелло", который был отмечен номинацией на Золотую пальмовую ветвь. В итоге Юткевич получил приз в категории "Лучший режиссер".

О своем фестивальном наряде Скобцева вспоминала так: "Купила в Судаке, где снимали "Отелло", роскошный белый ситец в маленькие розочки. На "Мосфильме" мне сшили платье с большими рукавами-фонариками". Секрет платья оказался в нижней юбке, которая была пошита из вологодского кружева и делала основную юбку очень пышной, но легкой. В сочетании с тоненькой талией актрисы это выглядело очень эффектно. В завершении программы фестиваля Скобцева получила титул "Мисс шарм Каннского фестиваля", обогнав в соревновании американскую звезду Ким Новак.

Наталья Бондарчук

Наталья Бондарчук. Канны 1972 г. Коллаж (фото: i.pinterest.com, Cinemoda.ru)
Наталья Бондарчук. Канны 1972 г. Коллаж (фото: i.pinterest.com, Cinemoda.ru)

В 1972 году на фестиваль привезли фильм Андрея Тарковского "Солярис". Он был отмечен гран-при жюри и призом Международной ассоциации кинокритиков. Вместе с режиссером и исполнителем главной роли Донатосом Банионисом приехала Наталья Бондарчук, сыгравшая Хари. Платье для нее создал известный модельер Вячеслав Зайцев. Образ актрисы отвечало модному веянию 1970-х – свободное платье в золотистых тонах в стиле boho chic и распущенные волосы. Мама Натальи, звезда советского кино Инна Макарова, снабдила дочь меховым палантином и драгоценным украшением.

Людмила Гурченко

Людмила Гурченко. Канны 1979 г. и 1983 г. Коллаж (фото: selyanka1.livejournal.com)
Людмила Гурченко. Канны 1979 г. и 1983 г. Коллаж (фото: selyanka1.livejournal.com)

Людмила Гурченко побывала на Каннском кинофестивале с двумя картинами. В 1979 году "Сибириада" Андрея Кончаловского получила гран-при жюри. Актриса появилась на торжествах в синем платье лаконичного покроя с интересными элементами – шлейфом и белой кофтой-болеро из кружев. Интересующимся Гурченко призналась: это был наряд, который принесла ей поклонница. Артистка нередко покупала или принимала в дар подобные вещи, сделанные в 1920-30-х годах.

Во второй раз Людмила Марковна представляла в Каннах мелодраму Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1983 год). Фильм не был награжден, но звезда вспоминала: "...Когда мы дошли до отеля, там нас поджидала целая толпа. И искренне говорили нам очень известные французские и английские слова поздравлений, одобрений и пожеланий". На красной дорожке Гурченко предстала в любимом тогда стиле – атласное платье малинового цвета с кофточкой из органзы, украшенной аппликацией и перьями.

Друзья, телеканал "Мосфильм. Золотая коллекция" нередко включает в программу фильмы, получившие награды международных фестивалей. Следите за расписанием телеканала, вот ссылка: mosfilmgold.ru/.

Читайте и другие статьи о советских кинематографистах:

Юрий Богатырев. "Штрих к портрету артиста"

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.

#актеры кино #советские актрисы #кино #каннский кинофестиваль #клара лучко