Боевая техника, бункер вождя и разруха: как выглядит сегодня Центральный стадион им. Сталина

7,2k full reads
11k story viewUnique page visitors
7,2k read the story to the endThat's 65% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

В Измайлово до сих пор сохранился стадион, которым СССР в 30-е годы планировал поразить весь мир. Сегодня прямо на трибунах этого объекта можно попасть под машину, или — сфотографироваться на фоне военного самолета. Подробнее о нем и о том, как попасть на его территорию — в этом материале.

Как сегодня выглядит поход на этот стадион

Источник изображения: «Москва.Детали».
Источник изображения: «Москва.Детали».
Источник изображения: «Москва.Детали».

Пройдя насквозь через развеселый памятник лужковской эпохи — Измайловский кремль — я подхожу к огромному мрачному сооружению, напоминающему нечто средне между складским комплексом, автосервисом и забытой здесь кем-то дряхлой летающей тарелкой. В принципе, верно: и склады, и автомастерские, и еще куча разных предприятий — все это здесь есть. Но это — действующий стадион, один из старейших и (некогда) крупнейших в нашей стране. Далее — миную пункт охраны на пути ко входу на трибуны. Здесь тоже интересно: слева — кафе с шаурмой, справа — стоят танки, БТР, также открывается упоительный вид на пестрые башни Измайловского кремля.

Вид на стадион со стороны Щелковского шоссе. Источник изображения: «Москва.Детали».

И вот он вход в саму чашу стадиона — небольшой тоннель с брутальными бетонными блоками сверху.

Смотрится не хуже, чем знаменитый выход из стадиона на поле у белградской «Црвены Звезды», заранее наводящий жути на футболистов гостевой команды. Источник изображения: «Москва.Детали».
Смотрится не хуже, чем знаменитый выход из стадиона на поле у белградской «Црвены Звезды», заранее наводящий жути на футболистов гостевой команды. Источник изображения: «Москва.Детали».
Смотрится не хуже, чем знаменитый выход из стадиона на поле у белградской «Црвены Звезды», заранее наводящий жути на футболистов гостевой команды. Источник изображения: «Москва.Детали».

Все увиденное внутри чаши стадиона погружает в состояние восхищенного шока: неужели в современной Москве еще может быть такое.
Трибуны: нижний ярус еще как-то похож на место, с которого можно смотреть спортивные состязания; кресла грязные, но они хотя бы есть (но не везде). Верхний ярус — голый бетонный остов, на котором когда-то тоже были зрительские места, но теперь он закрыт для посещения. И главный шок: по широкому проходу между нижним и верхним ярусами ездят автомобили. Прямо во время футбольного матча. Все просто: между ярусами стадиона, в подтрибунных помещениях, находятся десятки мелких автосервисов. К ним эти автомобили и приезжают, а пока машины чинят, их владельцы сидят на бетонном парапете, покуривают и смотрят футбол.

Снизу - смотрят футбол, сверху - ярус закрыт, а между ними - фактически автомобильная дорога. Источник изображения: «Москва.Детали».
Снизу - смотрят футбол, сверху - ярус закрыт, а между ними - фактически автомобильная дорога. Источник изображения: «Москва.Детали».
Снизу - смотрят футбол, сверху - ярус закрыт, а между ними - фактически автомобильная дорога. Источник изображения: «Москва.Детали».

На нижнем ярусе трибун и у кромки поля — тоже интересно. Там установлены некогда действующие боевые артиллерийские орудия и военный самолет. Последний — установлен прямо посередине зрительской трибуны. Конкурс на самый невероятный стадион в мире — сейчас он носит название ФОП «Измайлово» — выигран им с огромным отрывом.

Бывший военный самолет прямо посередине нижнего яруса. Источник изображения: «Москва.Детали».

Ну и по мелочи: множество практически истлевших агитационных плакатов, проржавевшие таблички и громкоговорители, за единственной трибуной вдали за футбольным полем — колосится уже вполне себе московское поле на месте снесенного легендарного «Черкизона». Во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году сюда специально привозили болельщиков из Британии, показать им это чудо: объездившие сотни стадионов по всей Европе возрастные британцы признали, что никогда бы не поверили, что такое вообще возможно, если бы не увидели это своими глазами. Ну и неудивительно в общей картине места, что вход на матчи — свободный, никаких стюардов и полиции на футбольных матчах здесь нет.
Далее — галерея со снимками, листайте снимки вправо при помощи стрелочки и читайте подписи под фотографиями.

Динамик для объявлений диктора. Рабочий, кстати. Источник изображения: «Москва.Детали».

Как это место появилось

Проект стадиона. Источник изображения: public domain.
Проект стадиона. Источник изображения: public domain.
Проект стадиона. Источник изображения: public domain.

Традиционно: мегаломанский проект, который сначала не достроили, а потом — фактически забросили. Изначально объект назывался Центральным стадионом СССР имени И. В. Сталина. В начале 30-х годов здесь, в Измайлово, руководство СССР решило построить стадион государственной важности, на котором можно было бы проводить не только спортивные состязания, но и, например, устраивать военные парады. Проектировать такой важный проект пригласили группу архитекторов во главе с Лазарем Чериковером (автором уже построенного тогда стадиона «Динамо») и Николаем Колли (профессор, соавтор Корбюзье в проекте дома на Мясницкой). Вместимость строящегося стадиона должна была составлять 120-200 тысяч граждан.

Стадион начали строить, построили значительный объем, но в 1939 году началась советско-финская война, работы были приостановлены. На тот момент была возведена одна трибуна. Также в подтрибунном помещении находится якобы «бункер Сталина» — Мемориальный комплекс «Запасной пункт верховного главнокомандующего»: филиал Центрального музея вооруженных сил. По словам охраны до пандемии посетителями были в основном граждане Китая, сейчас же — почти никто не приходит.
Вернемся к стадиону: он так и стоял недостроенным долгие годы, пока в 60-е его не доделали по упрощенному проекту. С тех пор там студенты занимались физкультурой, играли любительские команды, проводили районные и городские праздники, с приходом 90-х помещения стали сдавать в коммерческую аренду.
Ниже — галерея архивных снимков стадиона разных лет.

1965 год. Источник изображения: автор - С. Игонин, Pastvu.com.

К нашему времени планируемый некогда самый огромный стадион страны выглядит, с одной стороны, очень печально, но для любителей необычных и странных мест, а также граундхоппинга — это идеальный объект.
Оценить планируемый в 30-е годы стадион в Измайлово можно прямо на ближайшей к нему станции метро,
«Партизанской». На ней три пути — это для значительного увеличения пассажиропотока до и после проведения на стадионе массовых мероприятий.

Три пути на станции «Партизанская». Источник изображения: «Москва.Детали».
Три пути на станции «Партизанская». Источник изображения: «Москва.Детали».
Три пути на станции «Партизанская». Источник изображения: «Москва.Детали».

Как туда попасть

Так он выглядел лет 10 назад. Сейчас все вокруг сильно поросло зеленью. Источник изображения: Stadiums.at.ua.
Так он выглядел лет 10 назад. Сейчас все вокруг сильно поросло зеленью. Источник изображения: Stadiums.at.ua.
Так он выглядел лет 10 назад. Сейчас все вокруг сильно поросло зеленью. Источник изображения: Stadiums.at.ua.

Попасть на территорию можно несколькими способами:
- записаться на посещения сталинского бункера, но не факт, что после этого можно будет пройти непосредственно на трибуны стадиона,
- записаться в один из многочисленных автосервисов на территории ФОП «Измайлово», но это неудобно: не у всех есть автомобили, да и контакты этих мастерских искать затруднительно.
Самый простой и действенный способ, которым воспользовался я, выглядит так. Сейчас на этом стадионе свои матчи проводит любительский «СпортАкадемКлуб». Изучите расписание игр команды
у них в инстаграме, дождитесь дня матча — и приезжайте на стадион. Вход, как я уже говорил, свободный, а увидеть изнутри этот невероятный стадион — просто бесценно. Пока он еще там есть.

Спасибо, что дочитали материал до конца. «Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме.