32 770 subscribers

Москва не для «Москвичей»: посмотрите, во что превратился советский автозавод АЗЛК

183k full reads

Огромная территория недалеко от центра Москвы с полузаброшенными зданиями и руинами гигантских цехов — так в двух словах можно описать состояние советского автомобильного завода, машины на котором выпускали еще до Великой Отечественной войны. Подробнее о сегодняшнем состоянии места и его истории — в этом материале.

«Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме — подписывайтесь.

Как сейчас выглядит историческая часть бывшего советского завода АЗЛК

Наши дни: на месте этой серой металлической стены находилась Доска почета предприятия.  Автор снимка — ТrаvеIIеr, пользователь сайта Pastvu.com.
Наши дни: на месте этой серой металлической стены находилась Доска почета предприятия. Автор снимка — ТrаvеIIеr, пользователь сайта Pastvu.com.

Выглядит сейчас все очень грустно. Руины громадных цехов, груды камней, гигантская плохо убранная территория. Здесь можно снимать фильмы о последствиях ядерной войны, брутальные фотосессии и продолжение сериала «Чернобыль». Любителям таких пейзажей и ландшафтов — обязательно к посещению, пока здесь все не снесли окончательно. Вход на территорию, кстати, свободный. Правда, висит предупреждение о запрете на фото и видеосъемку, но кого это когда-то останавливало, тем более в таком месте.

На этом снимке ⬆ — одно из немногих сохранившихся напоминаний о славной истории АЗЛК. Эти мозаичные панно с изображениями автомобилей, которые когда-то здесь выпускали: Ford-А, ГАЗ-А, «Москвичи»: 400, 401, 402, 407, 403, 408.
Наблюдая, как все здесь разрушается, очень хочется, чтобы хотя бы эти следы АЗЛК сохранили и передали на хранение неравнодушным к истории людям — например, в
музей «Московский транспорт», расположенный сравнительно недалеко; к тому же в его экспозиции — уникальная коллекция серийных и экспериментальных моделей марки «Москвич».
Еще пару лет назад здания цехов стояли по обе стороны аллеи, начинающейся от главного входа. В них находилось огромное количество недорогих кафе разных национальных кухонь, дешевые мини-отели с объявлениями у входа «Заселяем только женщин»; в гигантских лабиринтах-закоулках чего только не было — от площадок для автовождения до подпольных игровых клубов. Словом, какое-то время на территории бывшего гиганта советского автопрома существовал целый полусекретный город. Другая Москва в привычной нам Москве, и всего в двух станция метро от Садового кольца. В настоящей момент от всего этого остались только невысокие здания по правой стороне аллеи бывшего завода, в них еще теплится какая-то жизнь: кафе восточной кухни, лавка турецких товаров, но и эта часть истории места подходит к концу.

Очень краткая история бывшего автогиганта

В ноябре 1930-го года в районе современного Волгоградского проспекта начал свою деятельность автомобильный завод, на котором первые 10 лет производили отверточную сборку автомобилей Ford. С 1939 года — на предприятие стали выпускать модель КИМ-10 (на базе) Ford Prefect. Так началась гигантская история знаменитого советского автопредприятия, которое, прежде чем окончательно не развалиться, сменило несколько названий. Вот они:

· Автозавод им. КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи),

· МЗМА («Московский завод малолитражных автомобилей»),

· АЗЛК (Автозавод им. Ленинского Комсомола).

Желающие ознакомиться с более полной хронологией существования завода могут сделать это по ссылке — на сайте АЗЛК, который еще почему-то жив, хоть и не обновляется с 2004 года. Закончилась же эпоха предприятия, выпускающего большую часть своей истории легковые «Москвичи», следующим образом. Предприятие полностью обанкротилось в начале «нулевых». В его «новой» части, построенной в начале 70-х рядом со станцией метро «Текстильщики», теперь собирают автомобили французского автоконцерна Renault, также на бывшей территории АЗЛК открылся Технополис «Москва». Что происходит на исторической части завода АЗЛК — вы увидели в этом материале.

Ретро-галерея снимков завода (листайте фотографии вправо)

Что будет дальше с территорией бывшего гиганта советского автопрома

На заднем плане — строящиеся жилые башни ЖК «Метрополия», скоро их станет здесь намного больше. На переднем плане — остатки станко-инструментального цеха АЗЛК. Что же касается знаменитой торговой марки «Москвич, то она была продана в 2009 году немецкому автоконцерну Volkswagen.

Москва не для «Москвичей»: посмотрите, во что превратился советский автозавод АЗЛК

Как добраться до исторической части завода АЗЛК и посмотреть напоследок на его руины

Если вам понравился материал, ставьте ему👍 и делитесь им в своих социальных сетях. Спасибо, что вам интересна история Москва и ее архитектура.