Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

55k full reads
76k story viewsUnique page visitors
55k read the story to the endThat's 73% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Это огромное здание, выходящее своими фасадами на Мясницкую и на проспект Сахарова занимает сейчас Федеральная служба государственной статистики. Режимный объект, на территорию которого не пускают посторонних. Но посмотреть, как оно выглядит изнутри, очень интересно — это единственное здание в нашей стране, построенное конце 20-х годов по проекту великого архитектора Ле Корбюзье. Мы побывали там пару лет назад, и теперь показываем вам его интерьеры.

Подписывайтесь на «Москва. Детали» в социальных сетях: фейсбук, инстаграм и телеграм.

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

Краткая история возведения этого знаменитого и до сих пор бурно обсуждаемого здания выглядит так: в 1928 году Всероссийское общество гражданских инженеров объявило открытый международный конкурс на лучший проект дома Центросоюза. Требовалось огромное и современное (по реалиям того времени) офисное здание. Функциональное и при этом комфортное. Был объявлен международный конкурс, на котором победил проект знаменитого французского архитектора Корбюзье и его партнера Пьера Жаннере. В 1929 году началось строительство, знаменитый француз постоянно приезжал в Советскую Россию контролировать процесс, но после того, как был отвергнут его проект Дворца Советов на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя, тот отказался сотрудничать с СССР. Руководить возведением здания Центрсоюза стал отечественный архитектор Николай Колли.

До сих пор неизвестно, были ли воплощены идеи Корбюзье полностью, или некоторым своим элементам интерьера и экстерьера здание «обязано» тем, кто его достраивал. В любом случае, это единственный объект в нашей стране, построенный по проекту Корбюзье — признанного мирового классика архитектуры.

Давайте посмотрим, как выглядит это здание изнутри — мало кто бывал там внутри, на территории этого режимного объекта.

Вместо лестниц — пандусы. Считается, что Корбюзье так нежно их любил, потому что из-за своего слабого зрения не жаловал ступени, которые вечно не мог разглядеть.
Вместо лестниц — пандусы. Считается, что Корбюзье так нежно их любил, потому что из-за своего слабого зрения не жаловал ступени, которые вечно не мог разглядеть.
Вместо лестниц — пандусы. Считается, что Корбюзье так нежно их любил, потому что из-за своего слабого зрения не жаловал ступени, которые вечно не мог разглядеть.
Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

Несмотря на обилие различных элементов — множество колонн, пандусы, большое количество светильников — интерьер выглядит очень воздушным и легким.
Несмотря на обилие различных элементов — множество колонн, пандусы, большое количество светильников — интерьер выглядит очень воздушным и легким.
Несмотря на обилие различных элементов — множество колонн, пандусы, большое количество светильников — интерьер выглядит очень воздушным и легким.
Знаменитый лифт-патерностер — лифт, который движется непрерывно, а заходят в него, запрыгивая на движущуюся платформу. К сожалению, он здесь больше не эксплуатируется.
Знаменитый лифт-патерностер — лифт, который движется непрерывно, а заходят в него, запрыгивая на движущуюся платформу. К сожалению, он здесь больше не эксплуатируется.
Знаменитый лифт-патерностер — лифт, который движется непрерывно, а заходят в него, запрыгивая на движущуюся платформу. К сожалению, он здесь больше не эксплуатируется.
... и его изящная панель.
... и его изящная панель.
... и его изящная панель.

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

Чтобы лучше понимать, чем руководствовался француз при постройке этого здания, надо знать «Пять отправных точек архитектуры» по архитектору Корбюзье (опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau»).

1. Люди не должны жить на первом этаже здания — это низменно (во всех смыслах этого слова), поэтому здание должно размещаться на железобетонных столбах-опорах.

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

2. Крыша должна быть плоской, потому что крыша — идеальное пространство для отдыха, променадов или, например, огородничества.

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

3. Железобетонный каркас — это свободная планировка внутри, поэтому внутри всё можно изменять исходя из момента времени, проще — сиюминутных потребностей.

4. Мощный каркас — равно свобода в определении размера окон. Чем их больше и больше их размер — тем лучше.

Закрыто к посещению: как выглядит единственное в России здание великого архитектора Корбюзье

5. Фасад не должен зависеть от конструктивных особенностей здания, он «лицо» и главный элемент здания. Именно поэтому опоры здания у Корбюзье чуть «утоплены» внутри массива здания — всё для того, чтобы фасад при строительстве «не оглядывался» на конструктивные особенности здания.

P. S.

Архитектор Ле Корбюзье (1887 - 1965 г.).
Архитектор Ле Корбюзье (1887 - 1965 г.).
Архитектор Ле Корбюзье (1887 - 1965 г.).