«Хищник» Шейна Блэка возвращает на экран бесшабашный дух девяностых

Во время спецоперации в одной из горячих точек нашей тлеющей планеты прямо под носом у снайпера Куинна Маккенны (Бойд Холбрук) падает космический корабль.

Солдат быстро обследует интерьер НЛО, забирает пару сувениров (шлем и наруч) и успевает отправить их бандеролью домой до того, как его в целях конспирации отправляют в специальный дурдом для военных, которые слишком много знают. Посылка случайно попадает в руки к аутичному сыну Куинна Рори (Джейкоб Тремблей), который случайно устанавливает контакт с инопланетной цивилизацией.

В это же самое время биолога Кейси Брэкет (Оливия Манн) срочно доставляют в секретную лабораторию, где на столе лежит обколотый и обездвиженный Хищник. Кейси сообщают, что в ДНК пришельца обнаружена часть человеческого генома. «То есть вы хотите узнать, трахался ли он с кем-то?» — уточняет девушка. Дыхание монстра учащается, вот-вот загорятся зеленые глаза и начнется старая добрая бойня.

Новый «Хищник» (в прокате с 13 сентября) — редчайший случай, когда новую инкарнацию любимой франшизы ждали с уверенным нетерпением и восторгом. Причиной тому усевшийся в режиссерское кресло Шейн Блэк — автор «Смертельного оружия» и «Последнего бойскаута», человек, лучше всех понимающий в букве и духе веселых боевиков рубежа восьмидесятых и девяностых. У Блэка в этой миссии тоже был свой интерес — тридцать лет назад он работал над сценарием и снимался в самом первом «Хищнике». Тогда его идеями по большей части пренебрегли, оставив для истории лишь сыгранного им дурачка-очкарика Хокинса, который погибал от рук Хищника первым. Теперь Шейну 56 лет и он наконец получил карт-бланш.

Тут надо сказать, что судьба украшенного дредами инопланетного охотника уже много лет складывалась так себе. «Чужой против Хищника» оказался спекулятивным трешем, «Хищники», более или менее следовавшие мифологии франшизы, получились тоже так себе — не хватило лихости, правильной интонации, которую голливудское кино нулевых утратило после 11 сентября. Новый фильм моментально развеивает сомнения — это не просто филигранно сделанное кино, но еще и эволюция мифологии серии. Чтобы не портить удовольствие, скажем лишь, что Хищников здесь больше одного, а еще у них появились вполне очаровательные четвероногие помощники.

Эти нововведения и вообще тщательная проработка вселенной служат, пожалуй, гарантией того, что на «Хищника» можно отправлять даже зрителей, не знакомых с предыдущими фильмами. Однако подлинное удовольствие ожидает прежде всего тех, кто чуть заметно тосковал по «последним героям боевиков», пока комиксовые супергерои предавались психоанализу.

Впрочем, именно студия Marvel дала возможность Блэку вернуться в большое кино. «Хищника» ему предложили после успеха третьего «Железного человека» — Шейн оказался единственным режиссером, сопоставимым с ироничным героем, созданным Робертом Дауни-младшим. Но в рамках супергеройской франшизы (как и в следующем издевательском ретронуаре «Славные парни») Блэк выступал все же на правах приглашенной звезды-реаниматора. «Хищник» по совокупности получился вещью едва ли не уровня лучших сценарных работ Блэка, например «Последнего бойскаута».

Главной сценой в фильме в этом смысле кажется почти ритуальное пробуждение Хищника от анестезии. В нем видится настоящее возрождение (а не кратковременный спиритический сеанс) бесшабашного духа девяностых со всеми необходимыми атрибутами. Здесь весело, но без фетишизма отстреливают головы прохожим, героями оказывается горстка отчаянных психопатов, а инопланетянин в ключевой момент сплевывает мимо камеры, как какой-нибудь Клинт Иствуд. Здесь, как всегда у Блэка, миллион отсылок к классике (включая почему-то «Бегущего по лезвию»), но ни одна из них не выглядит нарочитой. Здесь нормальные герои совершают подвиги между делом, расслабленно, просто потому, что такова их работа. В конце концов, здесь пресловутый запах напалма (ну или, хорошо, пороха) не наводит на тягостные мысли, а несказанно бодрит. «Черт, я так давно не держал в руках пушку. — Ну и как ощущения? — Ну как от пушки!»

Текст: Ярослав Забалуев

Фото: 20th Century Fox